Бернар Кушнер уверенно ступил на иракскую землю.
Фото Reuters
Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер в минувшее воскресенье прибыл с неожиданным, но официальным визитом в Багдад. Кушнер стал первым высокопоставленным французским политиком, посетившим Ирак с момента вторжения в эту страну англоязычной коалиции в марте 2003 года. Поездка Кушнера призвана улучшить атмосферу американо-французских отношений. И не только.
В свое время позиция социалиста Кушнера по Ираку сводилась к формуле: «ни войны, ни Саддама». Саддама уж нет в живых, а война в самом разгаре. Именно сейчас, после формирования нового правительства, Франция сочла необходимым солидаризироваться с иракским народом и ознакомиться со взглядами всех групп иракского общества. Во всяком случае, так на Кэ д` Орсэ формулируют цели поездки Кушнера.
Французский министр уже встретился с главой МИД Ирака Хошияром Зибари, премьер-министром Нури аль-Малики и президентом Джалялем Талабани. Неясно, будет ли Кушнер встречаться с американскими военными и дипломатами, которые играют в Ираке ключевую роль. Французские дипломаты утверждают, что подобные контакты не планировались. Между тем именно от американцев во многом зависит успех миссии Кушнера и его благополучное отбытие на родину.
Как известно, франко-американские отношения серьезно осложнились после начала военной операции против режима Саддама Хусейна. Жак Ширак сошел с политической сцены, так и не примирившись с президентом Джорджем Бушем, с которым, впрочем, у него были более масштабные противоречия. Приход в Елисейский дворец Николя Саркози, восхищающегося американской моделью, с энтузиазмом воспринят в Белом доме. В Вашингтоне многие полагают, что двусторонние отношения уже вскоре окажутся на подъеме, равно как и улучшится взаимодействие на международной арене.
11 августа Саркози, проводивший в Америке отпуск, посетил Буша в Кеннебанкпорте. Встреча носила частный характер и, очевидно, была использована собеседниками для установления доверительных отношений. О каких-либо договоренностях по Ираку официально не сообщалось, однако скорый визит Кушнера в Багдад вполне может быть связан с итогами переговоров президентов. Вашингтон сразу же позитивно прореагировал на начавшуюся поездку.
На вопрос «НГ» о том, вносит ли Париж корректировки в свою политику в отношении Ирака, дипломаты отвечают уклончиво, призывая не делать далеко идущих выводов на основе одного лишь визита Кушнера. Впрочем, факт визита важен уже сам по себе: после Ролана Дюма, посещавшего Багдад в 1988 году, министры иностранных дел Франции предпочитали объезжать Ирак стороной. Наш собеседник в МИД Франции напомнил о регулярных контактах между иракскими и французскими официальными лицами, а также о состоявшемся списании подавляющей части иракского долга и подчеркнул активную роль Парижа в мирном урегулировании в качестве постоянного члена СБ ООН. Кстати, в этом месяце СБ ООН без проблем продлил мандат Миссии ООН по оказанию помощи в Ираке (ЮНАМИ). Продление мандата ЮНАМИ, по официальным оценкам, укрепляет более широкое международное взаимодействие по Ираку.
В Багдаде Кушнер выступил с заявлениями общего характера. В частности, он сказал, что у иракской проблемы не может быть военного решения и что она должна быть урегулирована самими иракцами. Никаких конкретных предложений, касающихся помощи или сотрудничества, пока из его уст не прозвучало. Как заявил агентству Reuters пресс-секретарь иракского правительства Али аль-Дабаг, «в Багдаде придают очень важное значение визиту Кушнера». Собеседник агентства подчеркнул, что Ирак «не был доволен позицией Франции при президенте Шираке». «Теперь Саркози пытается перевернуть страницу, и мы очень счастливы», – резюмировал пресс-секретарь.
Новый хозяин Елисейского дворца, развивший бурную активность в нестабильном регионе, как представляется, ищет не только взаимопонимания с Бушем, но и экономических выгод. Солидаризируясь с пострадавшим народом, прагматик Саркози одновременно прощупывает горячую иракскую почву на предмет нефти. При этом он даже не задумывается о посылке в Персидский залив своих солдат. Бушу, остро нуждающемуся в международной поддержке его «демократической миссии», хотелось бы видеть Францию в числе ближайших союзников США. Однако в иракском вопросе Саркози будет держать определенную дистанцию.