Москва продолжает играть активную посредническую роль в урегулировании отношений между палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. С обеими организациями российская дипломатия поддерживает постоянный контакт на самом высоком уровне. При этом хамасовское руководство, судя по всему, легче убедить пойти на уступки, чем лидера ФАТХ Махмуда Аббаса.
На вопрос «НГ», проводились ли в последнее время новые переговоры между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и лидером ХАМАС Халедом Машаалем, источник в политбюро организации ответил утвердительно. В ходе состоявшегося в среду разговора собеседник «НГ» пояснил, что Лавров и Машааль снова связались по телефону «в конце минувшей недели». По его словам, они обсудили весь спектр проблем Палестинской автономии (ПА), в частности, возможность возврата к статус-кво до захвата хамасовцами власти в секторе Газа и вероятность формирования нового правительства национального единства.
В то же время источник «НГ» опроверг опубликованную ранее в лондонской арабоязычной газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» информацию о том, что Россия направила ФАТХ и ХАМАС текст с инициативой восстановления палестинского единства, в котором, помимо упомянутых выше возможностей, содержится также призыв к созданию общепалестинских сил безопасности. Опровергли данное сообщение и в МИД РФ. Впрочем, там оспаривают и факт нового разговора между Машаалем и Лавровым, утверждая, что последняя такая беседа прошла 26 июля.
Между тем диалог между двумя ведущими политическими силами ПА не прерван окончательно. Находясь с визитом в Москве в конце июля, лидер автономии Махмуд Аббас в интервью «НГ» (см. «НГ» от 31.07.08) категорично заявил, что ФАТХ не поддерживает связей с ХАМАС. Однако в беседе с «НГ» замглавы политбюро ХАМАС Абу Марзук заверил, что переговоры между движениями все же ведутся. «Правда, пока речь идет о неофициальных контактах, которые происходят не на высоком уровне и только по телефону», – отметил он.
Марзук подчеркнул «положительную роль, которую играет Россия в урегулировании кризиса». По его словам, встреча Машааля с Аббасом в Москве «была бы неплохой идеей». Сам Аббас, посещая на этой неделе Египет, снова заявил, что разговор о восстановлении отношений с ХАМАС может начаться только в случае, если это движение откажется от всех результатов совершенного ими в секторе Газа переворота. В ответ на это Исмаил Ханийе заявил, что «готов уйти в отставку, если это – цена национального единства».
Тем временем Израиль стремится воспользоваться изоляцией ХАМАС, чтобы без его участия в политической жизни достичь определенных договоренностей с умеренным движением ФАТХ и его лидером Аббасом. При этом речь идет только о так называемом соглашении о принципах, которое лишь обозначит вопросы, подлежащие решению в дальнейшем. Любые планы, содержащие конкретные пункты урегулирования по типу просочившейся на днях в прессу инициативы президента Израиля Шимона Переса, израильским премьером не рассматриваются.
Наблюдатели считают, что Израиль пока не уверен, может ли он действительно полагаться на Аббаса в свете его слабого влияния на ситуацию не только в захваченном ХАМАС секторе Газа, но и на Западном берегу. В глазах израильтян новым подтверждением того, что от Палестинской автономии можно ожидать всякое, послужили сведения о выплате ею месячной зарплаты нескольким тысячам активистов ХАМАС. Министерство финансов автономии сослалось на техническую ошибку, но она вполне может повториться.