Поражает в высказываниях вице-президента демократической страны не только то, как он публично защищает необходимость пытать заключенных (он называет это не пытками, а «усиленным допросом»). Поражает, как Чейни откровенно бравирует презрением к общественному мнению, к которому власти демократической страны обязаны прислушиваться. «Опросы общественного мнения чудовищно неточны и постоянно меняются. А ключевые решения в истории никогда не могли бы быть принятыми, если бы мы постоянно следили за общественным мнением», – безапелляционно заявляет вице-президент США.
Тут один шаг до отрицания демократии как таковой. Показательно, что несогласных с курсом администрации Буша Чейни объявляет «врагами нации» (это он о вероятном кандидате в президенты от демократов Хиллари Клинтон, которая поинтересовалась наличием плана вывода войск из Ирака). Звучит знакомо, не правда ли?
Идеологическая основа американского неоконсерватизма – доведенный до звенящего блеска цинизм. В интервью Лари Кингу Чейни защищает генерального прокурора Альберто Гонсалеса, который, как выясняется, соврал на слушаниях в Конгрессе по поводу введения в действие программы прослушивания переговоров американцев и перлюстрации их корреспонденции. И был уличен во лжи под присягой (преступление, караемое в США тюремным сроком). Гонсалес – глава правоохранительной системы США, ему подчиняются все федеральные прокуроры. Но в тюрьму или хотя бы в отставку Гонсалес, похоже, не собирается.
В этой связи вспоминается: Белый дом только что с большим трудом вышел из грандиозного скандала вокруг бывшего помощника Чейни Льюиса Либби. Либби был признан виновным в том, что «слил» в СМИ информацию о принадлежности к ЦРУ некоей Валерии Плейм, которая оказалась женой бывшего посла США в Нигере Джеймса Уилсона. Он не просто выступил против вторжения в Ирак, но и отказался участвовать в кампании фальсификаций наличия в Ираке оружия массового уничтожения, которую осуществлял Белый дом под личным руководством вице-президента Чейни. Так посла Уилсона хотели наказать за его позицию.
Льюис Либби все обвинения взял на себя, оградив вице-президента от импичмента, а советника Буша Карла Роува – от тюрьмы. За что и был помилован Бушем.
Американской общественности был продемонстрирован принцип неподсудности тех, кто входит в «команду Буша–Чейни». Все американцы равны перед законом, но некоторые, оказывается, равнее других┘ Трудно воспринимать речи о демократии и правовом государстве от представителей страны, где создан режим, основанный на вседозволенности приближенных президента.
В российской истории такое тоже было – в эпоху олигархии. Но эту остановку мы уже проехали бесповоротно, а вот США возвращаются на нее снова и снова.