Наблюдаемый в последние годы устойчивый рост энергетического потенциала Азербайджана позволяет сегодня рассматривать эту страну в качестве самодостаточного субъекта в сфере ТЭКа и набирающего силу экспортера углеводородного сырья в регионе.
Крупнейшая нефтяная компания Румынии Oil Terminal Constanta обратилась к азербайджанской стороне с предложением построить нефтетерминал в порту Констанца на Черноморском побережье емкостью 100 тыс. кубометров. Об этом на днях поведал журналистам директор Oil Terminal по программам развития Мирча Таисса. «Представители Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) проявили интерес к нашему предложению. Вероятно, в дальнейшем будет подписано соглашение», – заявил Мирча Таисса.
В ГНКАР «НГ» подтвердили факт получения от румынской стороны коммерческого предложения, заметив, что в настоящее время руководство компании изучает экономическую эффективность данного проекта. Однако Баку, очевидно, долго думать над этим не придется. Ожидая увеличения объемов собственной добычи нефти к 2010 году до 65 млн. тонн ежегодно, Азербайджан уже разработал новый маршрут доставки своих углеводородов на европейские рынки. Связующим звеном в этом проекте, по словам президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, станет Румыния, где компания уже открыла представительство.
Ряд экспертов предполагает, что главным перевалочным пунктом в проекте вновь станет Грузия. В пользу этой версии говорит открытие в Тбилиси представительства ГНКАР, а также покупка недостроенного нефтяного терминала в Кулеви (около порта Поти). Этот объект принадлежал известному грузинскому бизнесмену Бадри Патаркацишвили, который инвестировал в строительство терминала около 150 млн. долл., но не нашел общего языка с властями в вопросе прокладки железнодорожной ветки к Кулеви. ГНКАР удалось не только решить эту проблему, но и заполучить дополнительные площади под строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью до 10 млн. тонн в год. В настоящее время работы на терминале практически завершены, и в ближайшей перспективе ГНКАР приступит к перевалке азербайджанской нефти, поступающей в Кулеви по железной дороге. На начальном этапе новый владелец терминала рассчитывает на перевалку до 10 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением объема до 35 млн. тонн. По словам источника в ГНКАР, нефть из Кулеви танкерами будет переправляться в румынский порт Констанца.
Между тем для Бухареста реализация проекта по доставке каспийской нефти в румынский порт на Черном море имеет важное значение с точки зрения успешного функционирования будущего панъевропейского нефтепровода Констанца–Триест. Декларацию о строительстве этого маршрута подписали 3 апреля в Загребе министры энергетики Сербии, Румынии, Хорватии, Словении, Италии и член Еврокомиссии Андрис Пиебалгс, курирующий вопросы энергетики. На строительство новой магистрали планируется потратить приблизительно 2,6 млрд. долл. Нефтепровод длиной 1319 км протянется из румынского черноморского порта Констанца через Сербию, Хорватию, Словению к итальянскому порту Триест.
По мнению азербайджанских экспертов, в появлении нового маршрута очень заинтересованы страны Европы, стремящиеся обеспечить свою энергетическую безопасность и не зависеть от главного энергетического партнера Европы – России. Следовательно, маршрут Констанца–Триест является конкурентом проекта с участием России – нефтепровода Бургас–Александруполис из Болгарии в Грецию.
Баку