Сторонники турецкого премьера довольны результатами выборов.
Фото Reuters
На парламентских выборах в Турции победу одержала правящая Партия справедливости и развития (ПСР). На втором месте – ее традиционный соперник Народно-республиканская партия (НРП). Депутатские места получили также националисты и курды. Такой состав парламента сулит Анкаре как углубление политического кризиса, так и обострение курдского сепаратизма. Возможны и новые проблемы на пути сближения с ЕС.
Согласно официальным данным, Партия справедливости и развития, возглавляемая премьер-министром страны Реджепом Тайипом Эрдоганом, набрала 46,7% голосов. НРП получила 20,9%. Ультраправая Партия националистического движения (ПНД) – 14,3%. Остальные голоса достались прокурдской Партии демократического общества (ПДО) и двум независимым кандидатам.
Таким образом, в 550-местном парламенте ПСР, как ожидается, будет иметь 341 мандат, НРП – 112, ПНД – 71 и ПДО – 24. Результаты правящей партии позволяют ей без проблем добиться вотума доверия новому правительству, для чего достаточно 276 голосов. Что же касается кворума при голосовании по конституционным поправкам и кандидатуре нового президента, ПСР не хватает мандатов. По действующему законодательству кворум составляет 367 голосов.
Напомним, что в апреле именно из-за отсутствия кворума были признаны недействительными президентские выборы. Это породило серьезный политический кризис и привело к назначению досрочных выборов в парламент. Наблюдатели не исключают, что ситуация может повториться. В течение 40 дней после формирования меджлис должен избрать президента. Иначе он будет распущен и последуют новые досрочные выборы.
Основные противоречия между ПСР и НРП остаются неурегулированными. Эрдоган настаивает на том, что его партия не пойдет «ни на какие уступки в деле защиты основополагающих ценностей светской и демократической Турции». Но оппозиция опасается «дальнейшей исламизации» страны. Кроме того, противники премьер-министра – а это в основном военная элита – считают слишком мягкой его политику в отношении курдских сепаратистов и настаивают на силовых методах борьбы вплоть до ударов по их позициям в северном Ираке.
Со своей стороны курды (их умеренная часть) празднуют победу вместе с Эрдоганом. Получив 24 места в парламенте (плюс два мандата независимых депутатов), курды из Партии демократического общества могли бы создать с НРП коалицию, способную вносить изменения в Основной закон и избирать президента. Иными словами, мнение ПДО приобретает больший вес, и курдские лидеры спешат этим воспользоваться. Так, по данным газеты «Заман», некоторые политики уже лоббируют идею создания в составе Турции Федерального государства Курдистан.
Сам Эрдоган обещает активно бороться с Курдской рабочей партией, ответственной за множество терактов в Турции. Однако чрезмерно жесткий подход может лишить его возможности сотрудничать с ПДО. Кроме нее в коалицию остается брать лишь националистов. А их значительное присутствие в меджлисе само по себе создает угрозу преобразованиям Эрдогана, стремящегося к членству в ЕС.
Международная реакция на итоги турецких выборов оказалась достаточно сдержанной. С победой премьер-министра Турции одним из первых поздравил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Также поступили и ряд лидеров иностранных государств. Однако большинство наблюдателей предупреждают, что поздравления эти могут оказаться преждевременными.