В Турции вчера прошли парламентские выборы. Это голосование аналитики называют важнейшим за последние 25 лет. На кону будущее страны – статус светского государства, проблема курдского сепаратизма, а также вступление в Евросоюз.
Выборы прошли на четыре месяца раньше положенного срока вследствие политического кризиса. Парламент предыдущего созыва так и не смог утвердить нового президента страны. (Главу государства, назначающего премьера и утверждающего кабинет министров, выбирает Великое национальное собрание Турции – однопалатный парламент.) Заместитель премьер-министра Абдуллах Гюль, чья кандидатура была предложена правящей Партией справедливости и развития (ПСР), не получил необходимой поддержки: оппозиционные силы заявили, что «исламист» может поставить под угрозу статус Турции как светского государства. Напомним, ПСР создана сторонниками бывшей Партии добродетели, распущенной в июне 2002 года Конституционным судом за попытки исламизации страны.
Роль религии стала ключевым вопросом в нынешней кампании, отмечает корреспондент Би-би-си в Анкаре. Премьер-министр и лидер ПСР Реджеп Тайип Эрдоган отрицает какие бы то ни было угрозы светскости, на которых пытается сыграть основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП). У Эрдогана есть веские аргументы для избирателей: за почти пять лет его пребывания у власти средней ежегодный экономический рост в стране составил около 7%, поднялся уровень жизни, снизилась инфляция; Анкара приступила к реализации реформ, что позволило в 2005 году начать переговоры о вступлении в Евросоюз, в двери которого Турция стучится четыре десятилетия.
Оппозиция, в свою очередь, называет итог правления ПСР «черным», в частности, указывая на резкую активизацию курдских сепаратистов на востоке, продажу турецких банков иностранцам, а также «черты исламизации в образовательной системе» страны. Известно, что львиная доля в доходах Турции приходится на туристическую индустрию, поэтому вопросы безопасности играют важную роль для бизнеса. Народно-республиканская партия выступает за применение силовых методов против курдов и настаивает на уничтожении тыловых баз сепаратистов на севере Ирака. До сих пор Анкара прислушивалась к рекомендациям США и не осуществляла крупных трансграничных рейдов на территорию Ирака.
Как будет решаться курдская проблема, предстоит думать новому парламенту. Законодателям также необходимо прийти к консенсусу по кандидатуре нового президента. Согласно предварительным данным, из 14 участвовавших в выборах партий 10-процентный порог преодолевают три: Партия справедливости и развития, Народно-республиканская партия и крайне правая Партия националистического движения. Ни одной из них, вероятно, не удается набрать в 550-местном парламенте необходимого для формирования правительства большинства в две трети голосов. Ожидается, что в законодательный орган пройдут несколько независимых депутатов прокурдской ориентации.
Синан Оган, председатель Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа, считает, что коалиция в составе Народно-республиканской партии и Партии националистического движения вряд ли будет устойчивой. А если новый парламент не сможет избрать президента, возможно, потребуются новые выборы. «Российско-турецкие отношения сегодня стабильны. Однако в энергетической сфере видны признаки конкурентной борьбы. Новый парламент примет это в расчет», – заявил «НГ» Оган.