0
1245
Газета В мире Интернет-версия

20.07.2007 00:00:00

Один за всех и все на одного!

Сергей Санин

Об авторе: Сергей Санин - журналист.

Тэги: блэр, коррупция, великобритания


В крепкие тиски английских акул пера попался Тони Блэр, теперь уже бывший премьер. Даже обличительные выступления бизнесмена Андрея Лугового в адрес Бориса Березовского не произвели того эффекта, которого ожидали их сценаристы. Выучив назубок свойства полония и других радиоактивных элементов, верные поклонники миссис Марпл и Эркюля Пуаро закрыли «русский» томик и увлеклись новым захватывающим детективом. О коррупции.

Как только Тони Блэр принял решение об уходе с поста главы правительства, британская общественность посчитала своим долгом на прощание вспомнить ошибки, которыми отличилось его долгое премьерство. В частности, вспомнили, как резко и слишком уж откровенно с приходом Блэра Британия переориентировалась на линию США в своей внешней политике, вспомнили непопулярную иракскую кампанию и так и не подтвердившиеся сообщения разведки о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения.

А накануне саммита «большой восьмерки» газета «Гардиан» опубликовала сенсационную информацию, что с ведома Блэра британский оборонный холдинг ВАЕ Systems в течение 10 лет выплачивал ежегодное вознаграждение в размере 120 млн. фунтов посреднику, содействовавшему в заключении крупной оружейной сделки. Речь идет о так называемом проекте «Аль-Ямама» – контракте ВАЕ с Саудовской Аравией, по которому Великобритания поставила саудовским ВВС 120 единиц военной техники, в том числе истребители «Торнадо» и «Хок», на общую сумму 85 млрд. долл. Сообщалось, что за посреднические услуги принцу Бандару бин Султану – бывшему послу Саудовской Аравии в США предназначалось вознаграждение, общая сумма которого превысила 1 млрд. фунтов. Как утверждала Би-би-си, за счет британских оружейных производителей принц оплачивал расходы на содержание личного «Аэробуса» и приобрел замок в графстве Оксфордшир в Англии.

Если эти факты найдут подтверждение, корпорация ВАЕ может быть уличена в нарушении внутреннего законодательства – в Великобритании с 2002 года действует закон о запрещении взяток иностранным должностным лицам, а также законодательства Соединенных Штатов Америки. Минюст США инициировал расследование, которое должно установить, действительно ли ВАЕ переводила средства, которыми потом мог пользоваться Бандар, на счет в вашингтонском банке и не был ли нарушен американский закон от 1977 года, запрещающий подкуп иностранных политиков. Сам Бандар какие бы то ни было неправомерные деяния со своей стороны отрицает.

Оружейная корпорация уже переложила ответственность на плечи уполномоченных государственных органов. Представитель ВАЕ Джон Нейлсон заявил: «Наша компания действовала в соответствии с актуальным контрактом, с согласия Саудовской Аравии и Министерства обороны Великобритании». По сведениям следствия, все транзакции производились с позволения Министерства обороны страны и с одобрения Блэра. Более того – передача взяток якобы была закреплена в секретном дополнении к контракту, а Министерство обороны каждые три месяца давало официальное разрешение на перевод денег саудовскому чиновнику.

Расследование в отношении корпорации ВАЕ началось несколько лет назад. Британское управление по расследованию крупных финансовых махинаций (Serious Fraud Office) в 2004 году стало изучать детали заключения сделки «Аль-Ямама» и других оборонных контрактов корпорации. С тех пор на страницы британских газет просачиваются все новые сенсационные сведения. В ноябре прошлого года британская «Дейли Мейл» сообщила о теневом фонде корпорации ВАЕ Systems в размере 60 млн. фунтов, который, возможно, использовался для подкупа иностранных чиновников при заключении авиационных контрактов с зарубежными странами. Большая часть средств из теневого фонда якобы шла на продвижение интересов британских оружейников в Саудовской Аравии, а точнее – на оплату личных расходов членов саудовской королевской семьи. Следствие предположило, что ВАЕ переводила деньги из своего специального фонда на банковский счет принца Бандара в Америке и на счета членов саудовской королевской семьи, в том числе принца Турки бин Насера, открытые в швейцарских банках.

Саудовская Аравия, долго сохранявшая терпение, решилась на ультиматум: королевская семья направила письмо на Даунинг-стрит, в котором выразила недовольство расследованием и пригрозила в случае раскрытия швейцарских счетов «прекращением сотрудничества спецслужб двух стран в борьбе с «Аль-Каидой» и разрывом дипломатических отношений».

В декабре прошлого года Тони Блэр своим решением приостановил расследование в отношении оружейной сделки с Саудовской Аравией, объяснив общественности, что тем самым защищает национальные интересы. На саммите «большой восьмерки» в Хайлигендамме британский премьер подтвердил свою позицию: «Если бы расследование продолжилось, следствию пришлось бы изучить дела королевской семьи Саудовской Аравии. Я убежден, что дальнейшее расследование не привело бы ни к чему, кроме полного разрыва важных стратегических отношений нашей страны с Саудовской Аравией».

«Национальный интерес», который самозабвенно защищает Блэр, имел весьма осязаемое материальное воплощение. По данным британских СМИ, средства из теневого фонда перечислялись в швейцарские банки в пользу представителей королевской семьи, которые могли повлиять на решение о возобновлении сотрудничества по оборонному проекту «Аль-Ямама». Это сулило британскому оборонному концерну крупный заказ на производство авиационной техники – Саудовская Аравия рассматривала возможность приобретения 72 истребителей «Еврофайтер» на сумму 10 млрд. фунтов.

Прекращение расследования вызвало негодование антикоррупционных организаций и подтолкнуло Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начать собственное расследование. Втянутыми в скандал оказались члены правительства Блэра. Но больше всего досталось генеральному прокурору Великобритании лорду Голдсмиту, под чьим руководством находилось расследование с самого начала. Именно он, по мнению журналистов, отдал распоряжение британским следователям утаить факт осуществления денежных переводов Бандару, чтобы скрыть «соучастие правительства» Великобритании.

Коррупционный скандал фактически перерос в политический фактор. Те, кто оказался непричастен к сделке, умело используют это для нападок на своих оппонентов. Так, лидер либерал-демократов Мензес Кэмпбэл стал ведущим критиком попыток Блэра прекратить вышедшее на международный уровень расследование и требовал от него назвать имена всех членов правительства, которые имеют отношение к сокрытию существенных фактов от следствия. В ответ на это тогдашний премьер заявил, что он и только он повинен в скандале.

Считать виновным одного лишь Блэра было бы несправедливо. Контракт «Аль-Ямама» был заключен в 1985 году, то есть под руководством правительства Маргарет Тэтчер. С британской стороны соглашение подписал тогдашний министр обороны Майкл Хезелтайн. На протяжении нескольких лет исполнение проекта курировало правительство Джона Мейджора. В 1997 году эстафетная палочка перешла к лейбористу Тони Блэру. Получается, что в «Аль-Ямама» оказались вовлечены вековые политические оппоненты: консерваторы и лейбористы.

Однако в отличие от нынешнего премьера консервативному правительству удавалось не афишировать свои договоренности с Саудовской Аравией. Недавно Блэр заявил, что британские СМИ действуют как «дикое животное». Но то, насколько своевременно была обнародована информация о саудовских оружейных контрактах, заставляет усомниться в хаотичном развитии этого процесса. Ведь сведения, попадающие в распоряжение британских журналистов, компрометируют нынешнюю военную и политическую верхушку одного из наиболее влиятельных государств на Ближнем Востоке. После возвращения на родину принц Бандар занял пост председателя Национального совета безопасности Саудовской Аравии, принц Турки бин Насер является министром военных закупок королевства.

Возникает вопрос: действительно ли Блэр не мог справиться со скандалом? Или просто не желал препятствовать силам, которым выгодно подорвать авторитет членов королевской семьи Саудовской Аравии в исламском мире? В свете этого любопытно поведение США. Пользуясь своим неоспоримым лидерством в ОЭСР, Минюст США активно лоббирует идею открытого расследования в отношении саудовских контрактов ВАЕ. Обозреватели с недоумением отмечают, что, считая себя близким другом принца Бандара, президент США Джордж Буш после опубликования компрометирующих сведений продолжает настаивать на независимом международном расследовании.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1731
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1079
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
785
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1063

Другие новости