Россия и Казахстан из союзников превращаются в конкурентов. О противоречиях двух стран в борьбе за мировой рынок урана «НГ» уже писала ( № 136 (4091) от 10.07.2007). На этот раз в центре внимания оказалась Киргизия.
Вчера закончился официальный визит премьера казахстанского правительства Карима Масимова в Киргизию, во время которого был подписан ряд важных документов. За два дня до этого российский министр иностранных дел Сергей Лавров, находившийся в Бишкеке на саммите ШОС, вопреки обыкновению занимался не только вопросами внешней политики, но и лоббированием интересов российского бизнеса и, как казалось, преуспел в этом. «Мы будем поддерживать российский бизнес, который хочет работать в Киргизии», – заявил он.
Помимо прочего, Лавров провел со своим киргизским коллегой Эднаном Карабаевым переговоры по сотрудничеству в энергетической сфере. По словам Карабаева, «в числе конкретных проектов, которые были предметом целевого обсуждения, – вопросы участия российского капитала в строительстве гидроэлектростанций в Киргизии, в частности «Камбарата-1 и 2».
Однако надежды российского капитала на участие в строительстве этих ГЭС оказались преждевременными. 10 июля в Бишкеке высадился солидный десант представителей казахстанского капитала во главе с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.
После переговоров с президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым и премьером Алмазом Атамбаевым Масимов оптимистично заявил: «У Казахстана есть все возможности для победы в тендере по приватизации камбаратинских ГЭС». Впрочем, пресс-секретарь киргизского премьера Эрмек Козубеков, по просьбе «НГ» комментируя эту ситуацию, постарался смягчить слова Масимова, сказав, что «это будет открытый честный тендер и победит в нем тот, кто предложит лучший проект. Казахстан – достаточно сильная страна для того, чтобы конкурировать в нем. Но в целом тендер покажет». В свою очередь, пресс-секретарь дочерней компании РАО «ЕЭС России» – «Интер РАО ЕЭС» Борис Зверев дипломатично заявил «НГ», что «рынок электроэнергетики Центральной Азии, безусловно, является одним из приоритетных направлений развития» для его компании.
В то же время, как стало известно «НГ», участие в строительстве камбаратинских ГЭС могут принять другие российские компании, все будет зависеть как от условий тендера, так и от политической конъюнктуры.
Еще один важный результат визита высоких гостей из Астаны в Бишкек – Казахстан списал долг государственного предприятия «Киргизская железная дорога» казахстанской железной дороге. Теперь киргизские железнодорожники будут возить грузы по тем же льготным тарифам, что и казахстанские. Понятно, что платой за подобную щедрость может быть только то, что киргизские железные дороги де-факто становятся частью железнодорожной системы Казахстана. Кроме того, как сообщила «НГ» пресс-секретарь председателя правления Фонда «Казына» Шолпан Мукашева, «в Бишкеке подписано межправительственное соглашение... о создании киргизско-казахстанского инвестиционного фонда для реализации инвестпроектов на территории Киргизии капиталом в 120 миллионов долларов, из них 100 миллионов долларов будет выделено с казахской стороны, 20 миллионов долларов со стороны Киргизии».
Все это – наглядные примеры продолжения политики самой тесной интеграции двух стран, начатой 26 апреля сего года созданием Высшего межгосударственного совета Казахстана и Киргизии. А если называть вещи своими именами, то экономического поглощения младшего брата старшим...