В субботу во Франкфурте на железнодорожном полотне пылали светофоры. Не перегоревшие, а подожженные сторонниками Национал-демократической партии Германии, которые после долгого перерыва вышли на демонстрацию. Городские власти не разрешили провести ее в центре, как планировалось, отослав коричневых на окраину Франкфурта. Около 750 неонацистов блокировали рельсы, затруднив движение городских электричек.
Полицейские преградили дорогу демонстрантам, избегая прямой конфронтации. Около 1500 жителей вышли с маршем протеста против неонацистов. «Город Франкфурт – город демократов», «Мы – против расизма, правого экстремизма и насилия», – гласили лозунги. Параллельные демонстрации прошли в Ростоке. Там на улицы города вышли около 800 жителей.
Такая реакция на выступления неонацистов в Германии привычна. Несмотря на некоторые успехи, крайне правые не пользуются популярностью в немецком обществе. С жесткой критикой неонацистов и требованием запрета НДП выступили председатель фракции СДПГ в немецком Бундестаге Петер Штрук и Центральный совет евреев Германии. «Если мы потерпим поражение во второй раз, это будет катастрофой!» – заявил вчера Штрук.
В 2003 году правительство подало в Конституционный суд заявление на запрет НДП. Однако в ходе следствия обнаружилось, что в руководстве неонацистской партии задействованы многочисленные агенты германской контрразведки – ведомства по охране Конституции.
С одной стороны, это казалось абсурдным. Между тем в аппарате партии действительно сидели правительственные «шпики», внедренные, чтобы отслеживать случаи антиконституционной деятельности. Тридцать из них тогдашний министр внутренних дел Отто Шили назвал «свидетелями».
Конституционный суд потребовал от правительства раскрыть этих агентов. Естественно, никто не хотел подвергать внутренних шпионов опасности, и имена остались в тайне, а процесс пришлось закрыть. Ведь ситуация была на самом деле довольно глупой, и неонацисты успешно обыграли ее, задав на суде вопрос: «Как можно запретить партию, членами которой являются представители госбезопасности?»
В последующие годы НДП набирала силу на уровне земельных парламентов. В прошлом году крайне правые преодолели пятипроцентный барьер на выборах в землях Мекленбург – Передняя Померания и Саксония. МВД регистрирует и увеличение преступлений на националистической почве. Генсек партии Петер Маркс даже осмелился открыто заявить о «совпадении взглядов» новой Левой партии и НДП, призвав к совместным акциям «антиимпериалистического крыла» левых и неонацистов.
Влияние неонацистов нередко увязывают с притоком иностранцев в бедные районы восточной части Германии. В свою очередь, эксперты заявляют о переоценке этого фактора. На самом деле процентная доля иностранцев в землях, где популярны крайне правые партии, в несколько раз меньше, чем в экономически благополучных западных областях. Неудовлетворенность молодежи связана с ростом безработицы, обусловленным слабым инфраструктурным развитием и упадком промышленности, а также оттоком рабочей силы в западные области. Недавнее исследование подтвердило и тезис о миграции молодых женщин в западную часть Германии. По словам экспертов, молодые безработные мужчины – лучшая клиентура для НДП.
Усиление позиций НДП в германских земельных парламентах, говорят наблюдатели, не стоит переоценивать. Ведь крайне правые партии получают не более 1% голосов по всей Германии. Тем не менее опыт нацистского прошлого побуждает немецкое демократическое общество не терять бдительности по отношению к неонацистам. Некоторые их предводители бравируют своей безнаказанностью. К примеру, лидер неонацистов в Мекленбурге Уве Пастерс открыто прославляет Гитлера. Вот некоторые из его высказываний: «Фюрер был просто феноменален», «Необходимо вернуть вермахт», «Надо справедливо наказать проклятые демократические партии». Речи Пастерса привлекли внимание местной прокуратуры.
Однако, несмотря на многократные попытки привлечь лидеров партии к уголовной ответственности и призывы запретить НДП, неонацистское движение продолжает существовать в Германии. Во вчерашнем заявлении Петер Штрук еще раз подчеркнул, что «тема запрета НДП» для него «ни в коем случае не устарела». «Возмутительно, что налогоплательщики должны финансировать эту партию», – подчеркнул социал-демократ, назвав такое положение вещей антиконституционным.
Берлин