Поездка председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линдена в Грузию едва не завершилась скандалом. Намерение главы ПАСЕ побывать в зоне грузино-осетинского конфликта и встретиться в Цхинвали с де-факто руководством Южной Осетии, а в селе Курта – с главой патронируемой властями Грузии временной администрации этого региона Дмитрием Санакоевым вызвало резкие протесты в Цхинвали. Власти непризнанной республики пригрозили, что в таком случае вообще откажутся принимать высокого гостя из Страсбурга.
В Цхинвали посчитали оскорбительным, что в ПАСЕ их, «законную, избранную народом Южной Осетии» власть, ставят на одну доску с обосновавшейся в селе Курта «марионеточной структурой». Об этом «НГ» по телефону из Цхинвали рассказал министр по чрезвычайным ситуациям Южной Осетии, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) по грузино-осетинскому урегулированию Борис Чочиев, который в отсутствие президента непризнанной республики Эдуарда Кокойты (тот в очередной раз выехал в Москву) и должен был принимать главу ПАСЕ. По словам Чочиева, «в Цхинвали высоко оценили желание ван дер Линдена встретиться с руководством Южной Осетии, но, узнав из СМИ о его реальных планах, сочли этот визит нецелесообразным. «Мы исходим из того, что Дмитрий Санакоев в Южной Осетии абсолютно никого не представляет. Это рядовой чиновник какой-то грузинской структуры, у которого нет никакого права говорить что-либо от имени нашей республики. Тем более на международном уровне». В общем, точь-в-точь, как в заявлении российского МИДа: Санакоев и его администрация не являются признанной стороной конфликта, а посему контакты с ним не имеют смысла.
О своих претензиях цхинвальское руководство заранее уведомило Миссию ОБСЕ в Грузии, которая и обеспечивала поездку ван дер Линдена в зону конфликта. Вопрос был поставлен ребром: или – или. Или председатель ПАСЕ отказывается от встречи с Санаковым, или его не примут в Цхинвали. Столь жесткая позиция цхинвальских властей, а по сути – ультиматум, стала полнейшей неожиданностью для тбилисских представительств ОБСЕ и Совета Европы, где вплоть до вечера пятницы пытались хоть как-то сладить остроту возникшей ситуации. «Вопрос решается», – ничего больше «НГ» в обоих представительствах до позднего вечера в пятницу сказать так и не смогли.
Между тем в Тбилиси в этой форс-мажорной ситуации увидели и плюсы. Как заявил в парламенте журналистам по окончании встречи председателя ПАСЕ с депутатами глава комитета по вопросам евроинтеграции Давид Бакрадзе, «отказ Кокойты от диалога такого уровня будет означать, что он ставит себя вне международных процессов и тем самым лишь ускоряет политический демонтаж своего режима».
И все же выход из щекотливой ситуации был найден. В субботу Рене ван дер Линден побывал в Цхинвали, где провел непродолжительные переговоры с сопредседателем СКК от Южной Осетии Борисом Чочиевым. К удовольствию принимающей стороны, на этом поездка председателя ПАСЕ в зону конфликта закончилась – в Курту, к Дмитрию Санакоеву, он не поехал.
Но в этом, как сообщил «НГ» источник во временной администрации Южной Осетии, не было нужды. «Переговоры ван дер Линдена с Санакоевым состоялись еще в пятницу в Батуми, куда глава ПАСЕ выезжал на встречу с президентом Грузии Михаилом Саакашвили», – сообщил источник, добавив, что встреча носила закрытый характер.
Факт встречи с Санакоевым председатель ПАСЕ подтвердил в субботу на итоговой пресс-конференции. Объясняя свое решение выслушать Санакоева, Рене ван дер Линден был краток: «Совет Европы напрямую не участвует в урегулировании грузино-осетинского конфликта, но мы встречаемся со всеми, кто хочет встретиться с нами».
Тбилиси