Ситуация вокруг Красной мечети в Исламабаде становится катализатором обострения политического кризиса в Пакистане. Проломы, сделанные в воскресенье спецназом в окружающей религиозный комплекс стене, чтобы открыть путь к освобождению заложников, похоже, высвободили силы, куда более опасные для стабильности государства, чем окопавшиеся в мечети студенты-исламисты.
В минувшую субботу президент Пакистана Первез Мушарраф выдвинул засевшим в медресе при Красной мечети радикалам ультиматум. Глава государства поставил мятежников перед выбором: сдаться или погибнуть. Уже в воскресенье утром отряд войск специального назначения предпринял попытку штурма с целью освобождения части оказавшихся в ловушке женщин и детей. Как передали корреспонденты с места событий, при помощи взрывов было проделано несколько отверстий в мощном заграждении комплекса. В результате начавшейся перестрелки погиб один из командиров спецназа, и операция была фактически сорвана.
Согласно официальным данным за семь дней осады общее число жертв вместе с убитым вчера спецназовцем достигло 21 человека. Однако есть и другие цифры. Так, выступая в воскресенье с телеобращением, один из лидеров радикальных студентов мулла Абдул Рашид Гази заявил, что в ходе неудавшегося штурма погибли более 330 находящихся в мечети людей (по некоторым данным, всего их около 2 тыс.). При этом он подчеркнул, что у его соратников хватает провианта, боеприпасов и оружия, чтобы «бороться еще в течение 25–30 дней».
Впрочем, мулла Рашид, который ранее придерживался вполне светских взглядов и какое-то время, как сообщает Би-би-си, даже был сотрудником ЮНЕСКО, является лишь духовным лидером радикалов. Сопротивлением же, по имеющейся у вооруженных сил Пакистана информации, руководят двое опытных боевиков из связанной с «Аль-Каидой» группировки «Харакат ад-Джихад аль-Ислами», предоставляющей укрытие террористам из Афганистана на пакистанской территории.
Наличие какой-либо связи с международной террористической организацией, правда, ранее отверг другой лидер бунтовщиков – старший брат Гази мулла Абдул Азиз. В минувшую среду он был схвачен правоохранительными органами при попытке покинуть религиозный комплекс вместе с еще 700 сдавшимися, переодевшись в женскую мусульманскую одежду. Многие наблюдатели также не склонны относить кризис вокруг Красной мечети к действиям «Аль-Каиды», трактуя его как проявление внутриполитической борьбы в Пакистане.
Как уже сообщала «НГ» (см. «НГ» от 06.07.07), события в Исламабаде могут дать повод властям для объявления чрезвычайного положения. Как считают аналитики, это связано с продолжающейся тяжбой по поводу смещения популярного главы Верховного суда Ифтихара Чаудхри. В марте Мушарраф отстранил его от должности за «злоупотребления и превышение служебных полномочий». Это вызвало жесткую протестную реакцию со стороны оппозиции. Скоро Верховный суд выскажется по этому делу, и проходящие в разных местах страны манифестации могут вылиться в новые масштабные акции.