Эксперты и СМИ вчера активно комментировали заявление первого вице-премьера Сергея Иванова о возможности размещения российских ракет в Калининградской области в ответ на развертывание американской ПРО в Польше и Чехии. Официальная реакция западных стран на этот раз оказалась предельно сдержанной.
- Россия нашла «асимметричный» ответ странам НАТО (НГ от 04.07.2007)
- 'Большинство населения, как и раньше, уповает на царя' ("The Financial Times", Великобритания. 20 апреля 2007)
Большинство наблюдателей указывают на то, что в отношениях России и США возникла самая серьезная с момента окончания холодной войны конфронтация. Но угроза начала новой гонки вооружений скорее наигранная, чем реальная. Специалисты полагают, что Москва, которая стремится подчеркнуть свой восстановленный статус мировой силы, затеяла политическую игру с Вашингтоном, стремясь сделать его более уступчивым. Тем не менее ужесточение риторики тревожит европейцев.
Европейский союз призывает стороны смягчить риторику и начать интенсивный диалог. «Вопрос ПРО должен обсуждаться в Совете Россия–НАТО, – заявила «НГ» пресс-секретарь Высокого представителя ЕС по вопросам внешней и оборонной политики Хавьера Соланы Кристина Галляк. – Мы должны осторожно подходить к подобному обмену заявлениями высокой тональности. Надо понизить температуру и приступить к дискуссиям вместо того, чтобы делать резкие высказывания о размещении чего бы то ни было в том или ином месте. Нам хотелось бы большего диалога по вопросу ПРО».
В свою очередь, в штаб-квартире НАТО «НГ» заявили, что «воздержатся от официальных комментариев» по заявлению Сергея Иванова. Однако дипломатические источники в Брюсселе отметили: высказывание вице-премьера напомнило о прозвучавшем ранее предупреждении Москвы нацелить российские ракеты на объекты в Европе. Тогда НАТО официально оценила его как «нежелательное и напрасное».
Польша и Чехия надеются, что диалог между США и Россией приведет стороны к консенсусу. Как заявил «НГ» официальный представитель правительства Чехии по ПРО Томаш Клваня, «вопрос о конкретной конфигурации системы ПРО в Европе – это тема переговоров для США и России». «Мы будем приветствовать договоренности о защите всего Европейского континента, на которых смогут остановиться русские и американцы», – сказал чиновник.
А официальный представитель МИД Польши Роберт Шанявский в интервью «НГ» отметил: «Мы воздержимся от комментариев относительно идеи России разместить свои ракеты рядом с границей Польши. Мы надеемся, что дискуссии между РФ и США по ПРО продолжатся». Между тем дипломатический источник «НГ» в Варшаве заявил, что слова Иванова «напомнили конфронтационный климат холодной войны», который Польша не может оценивать положительно. «Объекты должны находиться именно в Польше и Чехии, а не в Азербайджане, чтобы система правильно функционировала», – подчеркнул источник «НГ» в Варшаве.
Со своей стороны Литва не торопится с выводами, ожидая разъяснений российской стороны. Комментируя потенциальное размещение российских ракет вблизи литовской границы, советник премьер-министра Литвы Немира Пумприцкайте заявила «НГ», что «это было бы плохое развитие событий».
Вашингтон не мог отреагировать по горячим следам, поскольку праздновал День независимости.
В беседе с корреспондентом «НГ» старший научный сотрудник Центра изучения европейской политики (Брюссель) Майкл Эмерсон отметил, что заявление Иванова вряд ли может материализоваться в реальную угрозу для стран Балтии. «Подливать масло в огонь новой холодной войны – действие абсолютно абсурдное для Европы XXI века. Тем не менее США и Россия все же решили вступить в эту спираль символической гонки», – подчеркнул эксперт. Для Москвы это еще один способ сказать всему остальному миру: «Мы вернулись на мировую арену». Эмерсон не исключил: речь идет о хорошо скоординированных шагах, когда Путин договаривается с Бушем об одном, а Иванов чуть позже снова указывает на наличие силовых методов давления.
Главный редактор Бюллетеня стратегической информации TTU (Париж) Арно Калика считает заявление Иванова «блефом». «В реальности все отдают себе отчет, что даже при наличии серьезных разногласий между РФ и США в конце концов на уровне лидеров они договорятся. Задачей Иванова было послать символический сигнал российской аудитории. Это мог быть и сигнал американцам, что договариваться по ПРО им нужно с Путиным, а не с его потенциальным преемником, который делает достаточно жесткие заявления», – утверждает специалист.