Премьер-министр Португалии Жозе Сократиш принял эстафету председательства в ЕС от бундесканцлерин Ангелы Меркель, совмещавшей эту роль с руководством в «большой восьмерке». Вчера Сократиш участвовал в Порту в выездном заседании Комиссии ЕС (правительства сообщества) во главе со своим соотечественником Жозе Мануэлом Баррозу. Таким образом, на смену двойному германскому председательству пришли два португальца.
Баррозу ранее также был премьером, хотя и от конкурирующей партии. Однако разногласий в Порту вчера не было: Португалия получит от Евросоюза до 2013 года 21,5 млрд. евро, в том числе на повышение квалификации в сфере труда и образовательного уровня населения.
Выступая накануне занятия высшего европоста, премьер-министр сказал, что «приоритеты Португалии в ходе ее председательства можно свести к немногим словам». Упоминания России среди них не было. «Главным и абсолютным» приоритетом Жозе Сократиш назвал выработку (взамен Конституции) нового базового договора ЕС на основе мандата недавнего брюссельского саммита Евросоюза. Затем следуют Бразилия и Африка. А также «Лиссабонская повестка дня», то есть провозглашенная в 2000 году задача построения Европой к 2010 году самой конкурентоспособной экономики в мире. Португальский председательствующий по определению не мог не напомнить о ней, хотя успехом эта программа не ознаменовалась.
У португальского председательства выявляется специфика. Это особый интерес к Африке, откуда Португалия черпает энергоносители, закупая газ в Нигерии и Алжире, и где у нее были португалоговорящие колонии. Сегодня Сократиш и Баррозу в Гане на саммите Африканского союза будут обсуждать стратегическое партнерство ЕС с Черным континентом. Столь же активно разрабатывается латиноамериканское направление, а точнее – связь с Бразилией. 4 июля в Лиссабоне пройдет первый саммит ЕС–Бразилия, на котором намечается подписать договор о соответствующем стратегическом партнерстве.
Что же касается российского направления, то Германия, не сумев обеспечить начало переговоров о новом базовом договоре РФ–ЕС, оставила эту проблему португальскому председательству. Находясь в мае в Москве, премьер-министр Сократиш отмечал важность и необходимость стратегического партнерства с Россией. На 26 октября в португальском городе Мафра намечен саммит Россия–ЕС. Лиссабон, конечно, хотел бы сдвинуть переговоры с Москвой с мертвой точки. Но для него это, пожалуй, еще более сложная проблема, чем была для Берлина.
Португалия наметила на 23 июля созыв в Брюсселе межправительственной конференции 27 государств ЕС для решения «главной и абсолютно приоритетной» задачи, о которой объявил Жозе Сократиш. Но и он вполне может столкнуться в этом процессе с новой обструкцией со стороны братьев Качиньских. В Брюсселе и других столицах сообщества уже встревожены сделанными в Варшаве заявлениями о некоей официально незафиксированной в брюссельском мандате «джентльменской договоренности», которая и после 2017 года давала бы ей возможность застопоривать решения большинства в ЕС. Иными словами, межправительственная конференция не будет чисто техническим облачением брюссельского мандата в договорную форму. В этих условиях Лиссабон, подобно Берлину, едва ли решится идти на ссору с польским руководством и поставить отношения ЕС–РФ выше первоочередных внутренних проблем союза.