В уикенд в Кеннебанкпорте (штат Мэн) президент США Джордж Буш примет Владимира Путина. На повестке – американская ПРО в Европе, ситуация на Ближнем Востоке, ядерная программа Ирана, судьба Косово. Вашингтон заранее поспешил занизить ожидания журналистов относительно саммита.
Комплекс Уокерс-пойнт под городком Кеннебанкпорт принадлежит семье Бушей уже более ста лет. Он расположен на полоске земли, врезающейся в Атлантический океан. Уокерс-пойнт стал популярен в президентство Джорджа Буша-старшего. В «летний Белый дом» Буш приглашал президента Франции Франсуа Миттерана, премьера Великобритании Маргарет Тэтчер, короля Иордании Хуссейна, президента СССР Михаила Горбачева... Путин впервые будет гостем Уокерс-пойнта. В Вашингтоне не скрывают, что подобное приглашение – признание значимости лидера и страны, которую он представляет.
Визит Путина продлится два дня – воскресенье и понедельник. По данным АП, президенту предложат традиционные блюда из лобстеров и рыбы-меч. В культурной программе, как признался Буш-старший, рыбалка – «польза для души».
Политическое меню обещает быть менее приятным. По словам пресс-секретаря Белого дома Тони Сноу, лидеры обменяются мнениями по северокорейской проблеме, ситуации на Ближнем Востоке, ядерной программе Ирана и «иным региональным проблемам», а также поговорят о будущем ПРО. Сноу подчеркнул, что Буш и Путин сами будут контролировать свою повестку. Это подтвердил и Буш-старший: «Можно посидеть без галстука в красивом доме с видом на море и откровенно поговорить без посторонних и пишущих, без тех, у кого свои планы и кто передает тебе записки».
Особенность нынешней встречи – заблаговременное предупреждение со стороны Белого дома, что громких заявлений по итогам Кеннебанкпорта не последует. Сноу дважды указал на это журналистам. Атмосфера в преддверии саммита заставляет наблюдателей сделать вывод: встреча призвана скорее не улучшить отношения между Москвой и Вашингтоном, а удержать их от дальнейшего ухудшения. «В дипломатии порой достаточно не позволить отношениям еще больше обостриться», – считает бывший помощник госсекретаря США Тоби Гати.
Тем не менее сам факт встречи свидетельствует: Москва и Вашингтон возлагают на нее определенные надежды. Путин ждет от Буша более конкретной реакции на свое предложение о совместном использовании РЛС в Габале взамен сворачивания планов США по развертыванию 10 противоракет в Польше и РЛС в Чехии. Американского президента такой гамбит Путина в Хайлигендамме явно застал врасплох. Бушу же прежде всего надо узнать, поддержит ли Россия в СБ ООН резолюции по предоставлению независимости Косово и дальнейшему ужесточению санкций в отношении Ирана. И если да, то в обмен на что.
Ставки высоки. На кону – наследие уходящих президентов. И если Путин едет в Кеннебанкпорт, зная, что его второй мандат скорее запомнится по внутренним преобразованиям, то для Буша важнее сейчас внешняя политика. Конфликт в Ираке и нестабильность в Афганистане, проведение Северной Кореей первого ядерного испытания – это те большие минусы, которые президенту США необходимо компенсировать. Россия может ему в этом как помочь, так и навредить (например, добавив к пассиву Буша свой мораторий на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). А указ президента России о моратории на ДОВСЕ, как уже писала «НГ», готов.
Ключевую роль могла бы сыграть уступка со стороны Вашингтона России по ПРО. Американцы, безусловно, заинтересованы в использовании РЛС в Габале. Постоянный представитель США в НАТО Виктория Нуланд заявила «НГ»: «Уже много лет мы говорим России про Габалу, где мы могли бы сообща модернизировать РЛС... Мы могли бы сотрудничать в Азербайджане. Когда президент Буш послал в Москву министра обороны Боба Гейтса, тот передал длинный перечень областей, в которых мы можем взаимодействовать. И в нем были совместная разработка радаров и обмен данными». Таким образом, Вашингтон фактически присваивает себе авторство предложения Путина, сводя его новизну на нет. В результате Буш, вероятно, подтвердит оценку Гейтса: Габала не заменит объекты в Польше и Чехии.
Между тем список острых тем в отношениях Москвы и Вашингтона увеличивается. Так, в Конгрессе США в последние недели получили одобрение по крайней мере два законопроекта, которые напрямую затрагивают интересы России: это «Закон по противодействию распространению ОМУ в Иране», способный поставить крест на российско-американском соглашении о сотрудничестве в мирном атоме (см. «НГ» от 28.06.07), и «Акт о запрете картелей производителей и экспортеров нефти» (NOPEC), который должен ликвидировать старые и помешать появлению новых картелей экспортеров нефти и газа.