Фидель Кастро – цель номер один киллеров ЦРУ.
Фото Reuters
Покушения на Кастро и других неугодных Вашингтону госдеятелей, заключение без суда в тайную каталажку российского перебежчика, подозрительная «забота» разведки о здоровье иностранных лидеров – все это ныне подтвердилось документально. По истечении срока давности ЦРУ рассекретило часть своих архивов, которая, по мнению нынешнего директора этой службы, скорее говорит о том, чего не надо было бы делать. Но, как считает Майкл Хейден, «из песни слова не выкинешь».
«Песня ЦРУ», написанная отнюдь не поэтичным – канцелярским – языком, описывает действия, поразительные по степени презрения к закону и общечеловеческой морали. Слежку за вашингтонскими журналистами, заподозренными в получении секретных документов Конгресса. Вторжение экс-агентов разведки в штаб-квартиру демократов в столичном комплексе «Уотергейт». Сговор с боссами мафии. Слежку за участниками антивоенного движения, включая участника знаменитой рок-группы «Битлз» Джона Леннона.
Лэнгли документально признает факты прослушивания множества телефонов, в том числе участников студенческих организаций. В то же время спецпроекты под кодовыми обозначениями «Гидра» и «Санча», имевшие в виду прогнозирование состояния здоровья и особенностей поведения VIP-персон (очевидно политиков), в документах упоминаются, но не раскрываются, поскольку, возможно, продолжаются и сейчас.
В одном из документов рассказывается о содержании в заточении на протяжении нескольких лет советского перебежчика. Его имя не называется, но давно известно, что это бывший сотрудник КГБ Юрий Носенко. ЦРУ долго подозревало, что он специально заслан советской разведкой, и без решения суда держало Носенко взаперти на своих базах в Мэриленде и Вирджинии, подвергая изощренным допросам. Были нарушены законы, осуждающие похищения людей. Это, по сути, являлось тем же самым, что происходит сейчас в Гуантанамо.
Особый куплет «песни ЦРУ» – планирование покушений на иностранных деятелей. В документах упоминаются Патрис Лумумба, Фидель Кастро и бывший доминиканский диктатор Рафаэль Трухильо. Наиболее изощренно готовилось покушение на кубинского лидера, санкционированное тогдашним министром юстиции и братом президента Робертом Кеннеди.
С этой целью сотрудник ЦРУ Роберт Махо связался в 1960 году с главарями мафии, предложив им за ликвидацию Кастро 150 тыс. долл. Первым посвященным в это дело был мафиози Джонни Розелли. В свою очередь, он вывел ЦРУ на гангстерских боссов Сэма Джанкану и Санто Траффиканте, числившихся в списке 10 наиболее разыскиваемых ФБР преступников. Рассчитывая на отпущение грехов, они согласились посодействовать ЦРУ бесплатно, предложив убийство с помощью яда.
В «техническом отделе» ЦРУ были изготовлены и переданы преступникам шесть специальных таблеток с сильным ядом. Покушение, однако, не удалось. Никто из двух исполнителей, которым было поручено исполнить замысел ЦРУ, не смог добавить яд в пищу или напиток Кастро. Однако еще долго ЦРУ продолжало строить планы устранения кубинского вождя. Но, к счастью для кубинского лидера, они всякий раз проваливались.
Опубликованные архивные документы ЦРУ, которые в Лэнгли часто называют «семейными драгоценностями», содержат множество любопытных, но еще более настораживающих деталей. Чем не напоминание, что абсолютная закрытость специальных служб влечет за собой использование силовиками методов, не имеющих отношения к закону и демократическим ценностям.