Вашингтон утверждает, что теперь Гуантанамо стал «гуманным местом».
Фото Reuters
В Вашингтоне активизировались дискуссии о необходимости закрыть тюрьму для подозреваемых в терроризме, расположенную на базе США Гуантанамо (Куба). Отчасти это связано с предвыборной кампанией, а частично с перестановками в администрации президента, где число сторонников закрытия лагеря теперь превышает тех, кто ратует за его сохранение.
«Гуантанамо – это чистое, безопасное и гуманное место для вражеских комбатантов», – такую оценку вчера дал Моррис Дэвис, главный прокурор управления по военным комиссиям при Минобороны США. По его словам, сейчас большинство заключенных «содержатся в новых зданиях, построенных по образцу гражданских тюрем в Индиане и Мичигане». Дэвис подчеркнул, что заключенные трижды в день получают соответствующую их культурным особенностям пищу, и у каждого есть Коран. Узникам Гуантанамо положена ежедневная двухчасовая прогулка.
Выступление Дэвиса в «Нью-Йорк таймс» – вклад Пентагона в активизировавшуюся дискуссию о дальнейшей судьбе Гуантанамо. В конце минувшей недели Белый дом признал, что высокопоставленные чиновники администрации обсуждают, как и когда закрыть Гуантанамо. На выработку окончательного решения потребуются недели, если не месяцы. «Президент заявил, что тюрьму придется закрыть рано или поздно. И вновь стал актуален вопрос о том, как распорядиться судьбой ее узников – отправить их обратно на родину или переместить в США», – сообщают информированные источники.
Госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс доказывали Бушу, что сохранять Гуантанамо в нынешнем виде не следует: критика правозащитников подрывает имидж Америки за рубежом, а также грозит дискредитировать наследие Буша. Среди защитников Гуантанамо – вице-президент Дик Чейни и генпрокурор Альберто Гонсалес. Последние, впрочем, ввиду различных обстоятельств ныне утратили былое влияние на Буша. Нет в администрации больше и их единомышленников – Дональда Рамсфелда, Стивена Кэмбона, Гарриета Майерса. Растет и внешнее давление: помимо регулярных призывов правозащитников звучат высказывания влиятельных американских политиков. Так, экс-госсекретарь Колин Пауэлл заявил, что покончил бы с Гуантанамо «сегодня же вечером». А претенденты на пост президента республиканец Джон Маккейн и демократ Барак Обама также хотели бы упразднить тюрьму на Кубе. Критику со стороны политиков и правозащитников подкрепили высказывания инсайдера. На прошлой неделе адвокат Стивен Абрахам заявил, что улики против террористов состоят в основном «из обобщенных утверждений» о виновности. Абрахам ранее проверял данные, предоставляемые разведслужбами, на предмет их использования в определении виновности задержанных на Гуантанамо.
Сейчас на базе, в состав которой входят два действующих (Camp Delta и Camp Iguana) и один закрытый лагерь (Camp X-Ray), содержатся около 400 человек. Это примерно половина от первоначального количества узников (775). Свыше 340 были освобождены. В будущем планируется рассмотреть дела еще 80 человек на предмет их возможного освобождения. 75 человек уже готовы покинуть Гуантанамо, однако возникли сложности с репатриацией. Парадоксально, но правозащитники пишут Бушу письма с просьбой не отправлять в Китай 10 уйгуров, а в Ливию – гражданина этой страны, который входил в группировку, пытавшуюся свергнуть режим Каддафи. Представители правозащитной организации Human Rights Watch опасаются, что на родине они могут подвергнуться негуманному обращению, как это якобы произошло с тремя бывшими узниками, переданными в 2004 году в Россию.
По словам юристов Госдепартамента, партнеры США призывают закрыть тюрьму, но не предлагают альтернативы, куда направить «опасных лиц». Один из наиболее вероятных вариантов – переместить их в военные тюрьмы на территории США. Но это может вызвать шквал судебных исков от заключенных: ведь на Кубе они вне юрисдикции правой системы США, а значит, и лишены прав, предоставляемых Конституцией, в частности, на освобождение в случае доказательства невиновности или в отсутствие предъявления обвинений. Высказывались предположения, что Гуантанамо переедет в Афганистан. Однако пока они не подтверждаются.