Багдад воскрешает саддамовские нефтяные контракты. Новые инвесторы не спешат в охваченную войной страну, поэтому иракцы решили обратиться к старым партнерам. Первым свои права на бывшие договоренности начал восстанавливать Китай. Созданным КНР прецедентом могла бы воспользоваться и Россия.
Впервые с момента вторжения в Ирак многонациональной коалиции во главе с США Багдад разрешил иностранной компании вернуться к выполнению договора, подписанного администрацией свергнутого президента Саддама Хусейна. «Китайская национальная нефтяная корпорация» (CNPC) возобновляет разработку месторождения Ахдаб, соглашение о которой было достигнуто в 1997 году.
«Китайцам было представлено лишь несколько подкорректированное предложение с целью соблюдения новых технических требований», – заявил в интервью «Файнэншл таймс» министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахрастани, находившийся на прошлой неделе с визитом в Пекине. По его словам, очень скоро начнутся консультации относительно корректировки и финансовых условий контракта. При его заключении договор оценивался в 1,2 млрд. долл.
Аш-Шахрастани находился в Китае в составе представительной делегации во главе с президентом Ирака Джалялом Талабани. Это первый визит иракского лидера в КНР с тех пор, как обе страны установили дипломатические отношения в 1958 году. В результате проведенных переговоров была также достигнута договоренность о списании значительной части иракского государственного долга Пекину.
Длительное время Багдад отказывался признавать заключенные при Саддаме контракты, настаивая на необходимости подписания новых. Однако в связи с продолжающейся в стране войной инвесторы не торопятся вкладывать свои капиталы в иракскую экономику, поэтому ради привлечения средств Ираку пришлось вспомнить о старых партнерах и договоренностях.
Китайский прецедент увеличивает шансы России восстановить свои права на «заброшенные» договоры. Прежде всего речь идет о контракте на разработку и добычу второй очереди нефтяного месторождения Западная Курна (Западная Курна-2), подписанном также в 1997 году, и ряде соглашений по линии программы «Нефть в обмен на продовольствие». Иракская сторона регулярно заявляет о заинтересованности в возвращении в страну российских нефтяников. Они, в свою очередь, – о готовности приступить к работам. Однако пока подвижек в этом направлении нет.
На днях «ЛУКОЙЛ» и Министерство нефти Ирака в рамках очередного заседания совместного технического комитета снова обсудили вопросы активизации деятельности в нефтегазовой сфере, в том числе и по проекту Западная Курна-2. Но пока речь о возвращении к выполнению аннулированного в одностороннем порядке саддамовским режимом договора не идет. Процесс тормозит ситуация с безопасностью и отсутствие нового закона о нефти, который до сих пор не одобрен парламентом. Впрочем, китайцам это не помешало.
Напомним, что данный контракт в 4 млрд. долл. должен был выполнять консорциум в составе «ЛУКОЙЛа» (68,5%), «Зарубежнефти» (3,25%), «Машиноимпорта» (3,25%) и Министерства нефти и газа Ирака (25%) на условиях СРП до 2020 года. Доказанные извлекаемые запасы его составляют около 6 млрд. баррелей нефти.