Завтра в Брюсселе открывается саммит Европейского союза. Главный вопрос повестки – как выйти из институционального кризиса, спровоцированного провалами референдумов по Евроконституции во Франции и Нидерландах в 2005 году. Сам документ теперь предложено именовать «Договором о реформе». Громкие названия – общая Конституция, флаг и гимн – вымараны из проекта. И все же шансы на согласование в ходе саммита основных очертаний даже упрощенного договора, похоже, невелики.
Вчера вечером Германия представила в Брюсселе документ на 11 страницах, ориентир для будущего упрощенного договора. Как разъяснил «НГ» западный дипломат, это продукт переговоров, которые вел Берлин в качестве председателя ЕС с партнерами по сообществу. В основе лежит идея президента Франции Николя Саркози о мини-договоре, который должен реформировать расширенный Евросоюз.
Речь прежде всего идет о введении стабильного поста президента (сейчас им является руководитель страны, председательствующей в ЕС в течение текущих шести месяцев), усилении единой внешней политики союза, в частности посредством создания должности министра иностранных дел, об упрощении механизма принятия решений. «Пока нельзя сказать о представленном немцами документе: вот он, новый договор. Но для этого и нужен саммит», – сказал наш собеседник.
Упрощенный договор не будет именоваться Конституцией. Это уступка евроскептикам, опасающимся, что Основной закон превратил бы ЕС в «супергосударство», подорвав при этом национальный суверенитет входящих в него 27 стран-членов. Согласно договоренностям, достигнутым в преддверии саммита министрами иностранных дел ЕС, цель документа – внести изменения в предыдущие общеевропейские соглашения, прежде всего Договор Ниццы. Отсюда и название «Договор о реформе». Главы МИД ЕС в минувшее воскресенье договорились убрать из документа положения об общем флаге и гимне (предполагалось, что это будет «Ода радости»).
Однако самые острые вопросы реформ оставлены главам государств и правительств, которые соберутся в Брюсселе 21–22 июня. Польша, которая до сих пор обладает практически тем же весом при принятии решений в ЕС, что и превосходящая ее вдвое по численности населения Германия, по-прежнему грозит ветировать новую систему голосования, уменьшающую ее влияние в ЕС (подробнее см. «НГ-дипкурьер» от 18.06.07). Варшава предлагает зафиксировать, что вопрос с реформой голосования остается открытым, однако Берлин хочет поставить в нем точку на ближайшем саммите. В случае применения вето Польша окажется в изоляции, предупреждают ее партнеры по ЕС.
Впрочем, о своих претензиях все громче заявляют и другие страны – члены союза. Так, Великобритания не потерпит ссылки на юридически обязательную силу Хартии фундаментальных прав ЕС, которая, в частности, вынудила бы Лондон менять трудовое законодательство. Британцы также не хотят ослаблять национальный контроль над внешней, налоговой и социальной политикой страны. В отличие от Британии Франция, например, настаивает на принятии решений в ЕС квалифицированным большинством в 51 сфере, в том числе во внешней политике (до сих пор страны-члены обладали здесь правом вето).
В свою очередь, Нидерланды также против упоминания в упрощенном договоре Хартии фундаментальных прав. Амстердам, кроме того, хотел бы, чтобы у национальных парламентов имелось больше возможностей блокировать предложения из Брюсселя.
Берлин предупредил, что саммит будет долгим и изнурительным, а лидеры могут не уложиться в запланированные на встречу два дня. Журналистам предложили прихватить с собой третью рубашку про запас.