Надежды Москвы на «пробивную силу» своего альтернативного предложения по противоракетной обороне не оправдались. Вашингтон фактически отверг его в конце минувшей недели. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков не смог противопоставить демаршу США сильных контраргументов.
Отказ США был озвучен главой Пентагона Робертом Гейтсом в ходе брюссельских заседаний Совета министров обороны стран альянса, а также Совета Россия–НАТО. По словам Гейтса, каковы бы ни были российские возражения и предупреждения, США не откажутся от своих планов размещения элементов ПРО в Восточной Европе. Американцы готовы рассматривать предлагаемую Россией Габалинскую РЛС лишь в качестве «дополнительного ресурса» к своей системе. Возникает вопрос, к чему может теперь свестись диалог на новом российско-американском саммите, до которого осталось менее двух недель.
Своей демарш Гейтс повторил и на личной встрече с российским министром обороны. По сообщениям зарубежных СМИ, американца удивило отсутствие реакции Сердюкова на его слова. Можно только гадать, не было ли это тактическим ходом – не даны ли Сердюкову как «новичку» в общении с НАТО указания ограничиться в Брюсселе докладом о предложениях Москвы и не в вдаваться в комментарии позиции США? Ведь решающее слово по проблематике ПРО закреплено исключительно за Кремлем. Или министр, может быть, просто опасался сказать лишнее?
Как известно, российское предложение, отвергнутое теперь США, было сделано 7 июня президентом Владимиром Путиным на встрече с президентом США Джорджем Бушем в ходе саммита G8 в немецком Хайлигендамме. Американский президент назвал состоявшийся диалог по ПРО конструктивным и сообщил, что получил от Путина «некоторые интересные предложения».
Весь мир вздохнул тогда с облегчением – ожидавшейся конфронтации по ПРО в Хайлигендамме не произошло. А приглашение Путину встретиться 1–2 июля в родовом имении родителей Буша Кеннебанкпорте вообще вызвало надежду на возможность найти компромисс. Тема ПРО должна была стать одной из центральных тем нового российско-американского саммита. Ожидалось, что именно на нем президент США даст ответ на альтернативный план Путина. Однако в Вашингтоне решили не тянуть до июля.
Ситуация осложняется тем, что США по крайней мере на данном этапе сумели сплотить вокруг себя всех членов НАТО. Как поведал Гейтс после встреч в Брюсселе, «мы обсуждали наши планы по ПРО, и ни один из наших союзников не стал их критиковать. Могу сказать даже больше – они их поддержали». Это подтвердил и генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер.
Жесткие заявления Гейтса, сделанные, несомненно, не без согласования с Белым домом, вернули проблематику ПРО на круги своя. «Мяч ПРО» опять переброшен на сторону Москвы. Теперь уже ей снова необходимо думать о том, как быть дальше с важнейшей темой российско-американских отношений и баланса сил в Европе. И какие новые аргументы привнести в предстоящий диалог на июльском саммите? Что теперь будет с объявленным намерением сторон провести углубленную экспертную проработку проблематики ПРО с участием экспертов министерств иностранных дел и обороны?
Возможно, что США предпринимают очередную акцию давления на Россию, надеясь на ее уступки в вопросах ПРО. Возможно, Вашингтон пытается упредить рост очевидных симпатий в Европе к альтернативе, предложенной Россией. Вопросов много. Ясно только, что дипломатия никогда не кончается. Остается ждать свидания в Кеннебанкпорте в семейной обстановке дома Бушей.
Чем объясняется менее яркое выступление по проблеме ПРО Анатолия Сердюкова по сравнению, скажем, с речами президента Путина? Насколько важной причиной подобной неготовности стали проводимые в настоящее время сокращение и реорганизация Главного управления международного военного сотрудничества, которое отвечает за подготовку к таким мероприятиям, как заседание Совета Россия–НАТО?
Эти вопросы были заданы «НГ» вице-президенту Академии геополитических проблем, генерал-полковнику и доктору исторических наук Леониду Ивашову. По словам эксперта, он недостаточно знаком с подробностями выступления российского министра обороны, чтобы дать ему оценку. В то же время, по словам Ивашова, ему известно о проводимой в настоящее время реорганизации Главного управления международного военного сотрудничества. По существу, возрожден проект, который вынашивал в свое время бывший начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин. Речь идет о попытке разделить Главное управление на его составляющие и передать их в состав разных структур – в Генштаб, финансовое управление и в какой-то части оставить в министерстве. Тогда этот план удалось сорвать, однако ныне к нему возвратились.
Как считает Ивашов, проводимая реорганизация явно затрудняет участие России в международном военном сотрудничестве, так как ослабляет орган, им занимающийся. Это касается и таких мероприятий, как заседание Совета Россия–НАТО.