Еще один шаг к миру на западе Судана сделан. В минувший вторник суданские власти дали добро на размещение в провинции Дарфур, где уже четыре года идет гражданская война, международного миротворческого контингента.
Костяк сил по поддержанию мира численностью 17 000–19 000 человек составят военные с Черного континента. В случае если африканские страны окажутся не в состоянии выполнить миссию, будут привлечены силы других государств. Командовать миротворцами при содействии ООН должен Африканский союз. Такие договоренности были достигнуты в результате двухдневных консультаций (понедельник и вторник) в столице Эфиопии Аддис-Абебе. В переговорах участвовали представители ООН, Африканского союза (АС) и правительства Судана.
Напомним, ситуация в Дарфуре обострилась в феврале 2003 года. Тогда более миллиона чернокожих суданцев были вынуждены покинуть свои дома и спасаться бегством от насилия и мародерства со стороны вооруженных арабских группировок, прежде всего милиции «Джанджавид». За четыре года в ходе столкновений между чернокожими повстанцами, обвиняющими центральные власти в пренебрежении к проблемам населения в Дарфуре, с одной стороны, и правительственными силами, а также милицией «Джанджавид» – с другой, погибли около 200 тыс. человек. Согласно данным ООН, свыше 2 млн. стали вынужденными переселенцами. Официальный Хартум утверждает, что погибли не более 9 тыс. человек.
Договоренности Аддис-Абебы, которые уже приветствовал Генсек ООН Пан Ги Мун, должны быть закреплены в резолюции СБ ООН и одобрены Советом по миру и безопасности Африканского союза. По оценкам АС, контингент может начать прибывать в Дарфур через несколько месяцев.
Профессор международного права Бахтияр Тузмухамедов так прокомментировал ситуацию для «НГ»: «У гибридных миротворческих операций есть хороший потенциал. Африканский союз лучше ООН знает регион. В свою очередь, ООН как универсальная организация обладает богатым опытом – как положительным, так и отрицательным – в миротворческих операциях». По словам эксперта, если призыв оказать содействие миротворческой операции в Дарфуре будет обращен к России, ей следует положительно отреагировать на него.
Как отмечают ооновские дипломаты, ни одна миссия по поддержанию мира сама по себе не может быть панацеей. Для стабильности требуется прежде всего политический процесс. В Аддис-Абебе была признана необходимость в «немедленном и всеобъемлющем прекращении огня». Однако добиться его выполнения непросто. На сегодня в Дарфуре, по оценкам международных экспертов, действуют примерно 12 повстанческих группировок, несколько враждуют между собой. Не удается установить контакт с некоторыми их лидерами. Известно, что в мае прошлого года суданские власти заключили мирное соглашение с главной оппозиционной группировкой – Суданским освободительным движением. Но к нему отказались присоединиться другие влиятельные силы повстанцев.
В конце этого месяца ООН, АС и Хартум планируют провести встречу с рядом руководителей повстанцев. Это должно подготовить почву для более масштабных переговоров. Пока же Объединенные Нации и Африканский союз призывают, чтобы страны-доноры поскорее определились с тем, какие средства и силы они могут направить в Дарфур.