Антиглобалисты сожалеют, что причинили неудобство жителям Ростока.
Фото Reuters
В Ростоке – некогда главном портовом городе ГДР – снова веют красные флаги. С субботнего вечера горожане предпочитают не появляться на центральных улицах. Картина – как в прифронтовой полосе. Горящие контейнеры, поломанные фонари, вытоптанная и выжженная трава, груды мусора. Как сомнамбулы передвигаются в клубах дыма отдельные демонстранты. Накинутые на голову капюшоны, закрытые шарфами лица. В руках – сигареты. На рюкзаках мелькают гринписовские значки, хипповская символика, на футболках – Че Гевара.
Нынешние массовые протесты, по свидетельству немецких наблюдателей, по своему накалу и многочисленности превзошли все предыдущие. «В Германии такого еще не было», – прозвучало вчера на пресс-конференции организаторов демонстраций недалеко от места проведения саммита «большой восьмерки».
По словам Манфреда Штеннера, председателя движения «Мирная кооперация», устроители изначально задумывали мирные протесты. Демонстрация началась в центре города с мирного шествия. Спецподразделения полицейских, хотя и стояли на пути демонстрантов, не вмешивались, просто контролируя ситуацию. Из рядов митингующих выходили клоуны с лилиями в руках и протягивали белые цветы стражам порядка – в знак мирных намерений.
Однако вечером ситуация накалилась. На подходе к порту в ряды демонстрантов просочилось около трех тысяч сторонников левого радикального движения «Черный блок». Первое проявление насилия – поджог стоящего на дороге полицейского фургона. Из рядов демонстрантов полетели камни и бутылки с зажигательной смесью. Полиция начала оттеснять демонстрантов. Участники демонстрации становились все агрессивнее, поджигая машины и выламывая целые плиты из тротуара. Полицейским был отдан приказ задействовать баллончики со слезоточивым газом и водометы.
В какой-то момент стало непонятно, кто участвует в агрессивных действиях – только левые радикалы или уже и вроде мирно настроенные демонстранты? Кто против кого? И те, и другие против полицейских или друг против друга? Все смешалось в сплошном азарте противостояния.
Предварительный результат – более тысячи раненых. Из них 433 – полицейские. Цифры далеко не полные, так как сведений о демонстрантах поступило мало. 150 участников беспорядков взяты под стражу. Многие в целях изоляции отведены в так называемые специально огражденные «котлы безопасности».
Утром в воскресенье перед телекамерами предстали усталые устроители демонстраций. Говорили, что трудно представить, что было бы, если в Росток приехали не 25 тысяч, а, как планировалось, 100 тысяч противников встречи в Хайлигендамме. Хвалили полицию за «корректное поведение». Извинялись перед мирными жителями Ростока. Недоумевали, как получилось, что ситуация накалилась до такой степени.
В свою очередь, немецкие политики ломают голову, почему не удалось предотвратить насилие, несмотря на задействование 16 тысяч полицейских, жесткие проверки на железной дороге и автобанах и превентивные задержания. Ответ на этот вопрос необходимо найти как можно быстрее, ведь 6 июня начинается встреча лидеров стран «большой восьмерки».
Берлин