Ливанские сунниты приветствовали создание международного трибунала.
Фото Reuters
Трибунал по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири начнет работу 10 июня. Такое решение в минувшую среду принял Совет Безопасности ООН. Оставшиеся до этой даты дни – последний шанс для ливанцев преодолеть внутренние противоречия и дать свое общее согласие на создание суда. Впрочем, это по смыслу одобренной Совбезом резолюции вовсе не обязательно.
За новую резолюцию по Ливану проголосовали 10 из 15 членов СБ. Пять, в том числе и Россия, воздержались. У Москвы было несколько серьезных претензий к документу. В частности, российская сторона выступала против упоминания VII главы Устава ООН, подразумевающей применение санкций и силы, и указывала на то, что документ в целом «плохо выдержан» с точки зрения международных норм, поскольку «изначально является нарушением суверенитета Ливана». Несмотря на это, ветировать резолюцию РФ не стала.
Не воспользовался правом вето и Китай. Пекин, так же как и Москва, опасается того, что решение Совбеза даст почву для серьезных политических и юридических проблем, которые приведут к дальнейшей дестабилизации и без того неспокойного положения в Ливане. Тем не менее КНР также воздержалась. Негативную оценку резолюции дали и некоторые другие члены СБ ООН, но проголосовать против нее не решились.
Спонсоры документа – США, Великобритания и Франция – наоборот приветствовали действия Совета Безопасности. Так, американский посол в ООН Залмай Халилзад заявил, что СБ «продемонстрировал свою приверженность принципу не допускать безнаказанность политических убийств в Ливане и других странах».
Между тем, как отмечают некоторое эксперты, вовлечение Совбеза в такого рода дела – новая для этого органа тенденция. «У этой тенденции есть свои противники и сторонники, но с тем, что данное решение ООН создает своего рода прецедент, согласны и те и другие», – рассказал «НГ» руководитель Информационного центра ООН в Москве Александр Горелик.
По его словам, «совет, конечно, не будет принимать к рассмотрению любое политическое убийство в любой стране. В данном случае главным юридическим и политическим основанием для Совбеза послужил тот факт, что ситуация в Ливане особая и эта страна уже целый ряд лет находится в постоянном поле зрения СБ».
Восторженно восприняли новую резолюцию Совета Безопасности сын покойного Харири – Саад, ныне возглавляющий антисирийское парламентское большинство, и еще несколько сотен ливанцев, которые в ночь на четверг устроили на улицах Бейрута танцы с портретами бывшего премьера. Формирование международного суда Саад Харири назвал «возможностью для всех ливанцев объединиться». Но на практике положение может ухудшиться.
Не следует исключать усиления разногласий между просирийской оппозицией во главе с радикальной партией «Хезболлах» и прозападным лагерем, возглавляемым Саадом Харири и премьер-министром Фуадом ас-Синьерой. Напомним, что именно власти Сирии подозреваются в убийстве экс-премьера и миллиардера Рафика Харири, совершенном два года назад. Другой источник нестабильности – столкновения между регулярными войсками Ливана и террористической группировкой «Фатх Ислам», засевшей в одном из лагерей для палестинских беженцев.