Представители США и Ирана пожали руки – впервые почти за три десятилетия. Длительная пауза в официальных дипломатических контактах и накопившиеся противоречия не помешали тому, чтобы вчерашняя встреча американского и иранского послов в Багдаде прошла в «сердечной» атмосфере. На повестке дня значилась лишь одна тема – иракский кризис. Однако начавшийся диалог может дать старт нормализации отношений между Вашингтоном и Тегераном, что, в свою очередь, позволит приступить к разблокированию целого ряда международных проблем.
Диалог на фоне взрывов
Посол США Райан Крокер и посол Ирана Хасан Каземи-Куми встретились в багдадской резиденции премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. Последний не принимал участия в переговорах, ограничившись лишь приветственным обращением. Пожелав сторонам найти взаимопонимание, он удалился. Иракцев представлял советник правительства по национальной безопасности Моваффак ар-Рубаи и некоторые другие официальные лица.
Четырехчасовые переговоры прошли под традиционные звуки взрывов и перестрелки. В результате очередного теракта вчера в Багдаде погибло более 20 человек.
Стороны должны были обсудить вопрос о том, что именно Иран и США могли бы сделать – вместе или по отдельности – для стабилизации положения в Ираке. Но согласно утечкам на практике диалог свелся к очередному обмену претензиями. Американцы потребовали от иранцев прекратить поддержку шиитских боевиков. Тегеран же настаивал на скорейшем выводе американских войск. Впрочем, уже то, что обмен претензиями произошел в рамках официального переговорного процесса, можно назвать определенным успехом.
Прогнозировать скорое достижение договоренностей, которые могут способствовать урегулированию иракского кризиса, не приходится. У Вашингтона и Тегерана слишком много противоречий, касающихся не только Ирака, но и широкого спектра вопросов международной политики и безопасности. Администрация президента Джорджа Буша, в частности, обвиняет Тегеран в стремлении к обладанию ядерным оружием, поддержке терроризма и нарушении прав человека. Власти Исламской Республики, в свою очередь, считают деструктивной политику Вашингтона на Ближнем Востоке и призывают к уничтожению его главного союзника в регионе – Израиля.
В Вашингтоне все активнее обсуждаются вопросы, связанные с выводом американских войск из Ирака, и урегулирование отношений с иранцами на иракском направлении может быть важной – если не основополагающей – частью стратегии ухода. Напомним, что соответствующая рекомендация содержалась в докладе об урегулировании ситуации в Ираке двухпартийной сенатской группы Бейкера–Гамильтона. Некоторые наблюдатели воспринимают нынешние контакты Вашингтона и Тегерана как сугубо внутриполитический маневр администрации США, демонстрирующей, что она учитывает мнение демократического большинства в Конгрессе.
В тени ядерной программы
Как бы там ни было, создавать благоприятный фон для переговоров стороны не стали. Ряд предшествовавших событий способствовал лишь усилению напряженности между двумя государствами. Так, накануне Иран раскрутил скандал вокруг разоблачения шпионских ячеек, якобы организованных США и их западными союзниками. США, в свою очередь, провели на прошлой неделе очередные учения в районе Персидского залива. А журнал «Ньюсуик» как раз вчера опубликовал статью о том, что разведка США идентифицировала главное иранское ведомство, отвечающее за поддержку боевиков в Ираке, – «Департамент 9000» Корпуса стражей Исламской революции. Кроме того, на днях Джордж Буш вновь пригрозил Тегерану ужесточением санкций в связи с отказом страны приостановить обогащение урана.
Несмотря на то что и иранские, и американские власти сообщают, что нынешние переговоры посвящены исключительно Ираку и к ядерному досье Тегерана они не имеют никакого отношения, связь между двумя этими сюжетами все же прослеживается. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что накануне встречи в Багдаде был отменен запланированный раунд переговоров по ядерной программе Ирана между секретарем Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани и Высоким представителем ЕС по внешней и оборонной политике Хавьером Соланой. Последний сказался больным, но существует мнение, что мировые державы просто решили выдержать паузу, чтобы посмотреть, как пойдет американо-иранский диалог.
В Москве положительно оценили установление официальных контактов между США и Ираном. «Такие контакты – шаг в правильном направлении. Хотелось бы, чтобы они способствовали решению целого ряда существующих проблем, но строить прогнозы на основании лишь этой первой встречи пока преждевременно», – заявили «НГ» в МИД РФ.
Оценки экспертов
Эксперты «НГ» так прокомментировали американо-иранские переговоры.
Садек Зиба-Калан, профессор политических наук Тегеранского университета
Мы надеемся, что переговоры помогут стабилизации Ирака. Мы также надеемся, что между Тегераном и Вашингтоном возникнет взаимопонимание и даже взаимное доверие. Если удастся добиться успеха в диалоге по Ираку, то это может способствовать ослаблению напряжения в отношениях США и Ирана и дать толчок к дальнейшим переговорам по более широкому кругу вопросов. Нормализация отношений на пользу обеим странам. Я не думаю, что багдадская встреча – это просто показательное выступление на публику. Стороны действительно заинтересованы в урегулировании противоречий.
Роуз Гетемюллер, директор Московского центра Карнеги, Вашингтон–Москва
Прошедшая американо-иранская встреча может считаться историческим событием. Это один важный шаг на очень длинном пути, который должен привести к нормализации двусторонних отношений. Данная встреча состоялась вслед за контактами на более низких уровнях (как, например, «спортивная дипломатия» эпохи Клинтона или частные беседы послов США и Ирана по ситуации в Афганистане после терактов 11 сентября 2001 года). Нормализация отношений между правительствами США и Ирана – дело долгое. Ведь у Вашингтона и Тегерана остается столько взаимной неприязни, корни которой уходят в кризис с захватом американского посольства в Иране в 1979 году.
Алексей Богатуров, декан факультета политологии МГИМО МИД России, доктор политических наук, профессор
За короткий срок нормализация отношений между США и Ираном неосуществима. Но сам по себе факт, что они стали разговаривать, положительный. Он свидетельствует о том, что потенциал здравомыслия у администрации Буша сохраняется. Преувеличивать значение таких контактов пока нет оснований. Дело не только в чрезмерной амбициозности США: иранское правительство, склонное к вспыльчивости и упрямству, также чрезвычайно трудный партнер по переговорам. Вероятно, данный дипломатический шаг вызван внутренними движениями непосредственно в администрации Буша, которая пытается найти более гибкие подходы к ситуации в регионе.
Доктор Али Ансари, эксперт по Ирану мозгового центра «Чэтем хаус» (Королевский институт международных отношений), Лондон
Подобное рандеву представляет определенный интерес. Это маленький, но шаг вперед. Полная же нормализация отношений между Вашингтоном и Тегераном при нынешних администрациях не наступит. Сейчас в администрации Буша, прежде всего в Госдепартаменте, предпринимаются срочные попытки установить контакт с Ираном. Но как в Вашингтоне, так и в Тегеране остаются те, кто тянет руководство стран в противоположном направлении.