В отношениях России и США новый скандал. Российский МИД вчера резко отреагировал на принятый Палатой представителей Конгресса США «Акт о запрете картелей производителей и экспортеров нефти» (NOPEC). Документ направлен прежде всего против созданной в 1960 году Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), в которую Россия не входит. Но его положения распространяются также на производителей газа. Незамедлительная негативная реакция Москвы, назвавшей законопроект «нарушением норм международного права», среди прочего означает, что она положительно оценивает перспективы своего участия в потенциальном газовом картеле.
Резолюция № 2264 Палаты представителей была одобрена во вторник вечером 345 голосами «за» («против» – 72). Документ гласит, что коллективные действия иностранного государства или его агента в рамках картеля и иной формы сотрудничества являются нарушением антимонопольного законодательства США. Речь идет о действиях, направленных на ограничение добычи и поставок нефти, природного газа и любых нефтепродуктов, а также об установлении цены на данное сырье, если эти меры отражаются на американском рынке. Акт наделяет Министерство юстиции правом подавать иски к нарушителям в федеральные суды США.
Конгрессмены разъясняют, что данный законопроект – это попытка положить конец сговорам ОПЕК. В эту нефтяную организацию входят Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Индонезия, Ливия, ОАЭ, Алжир и Нигерия. Многие из этих режимов рассматриваются Вашингтоном как тоталитарные и нестабильные или даже враждебные американским интересам.
В 1979 году в США профсоюзная организация пыталась привлечь ОПЕК к ответственности за нарушение антимонопольных положений. Однако тогда окружной суд отклонил иск, сославшись на доктрину государственного акта. Последняя предполагает, что американские судебные инстанции не могут давать оценку действиям иностранного государства и эта функция отводится политическому руководству США. NOPEC данное ограничение снимает: действия против его нарушителей будут предприниматься Минюстом после того, как исполнительная власть просчитает их возможные последствия.
Спонсором законопроекта является председатель юридического комитета Палаты представителей демократ Джон Кониерс. Как отметил в беседе с «НГ» директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин, законопроект пролоббирован профсоюзами, близкими к демократам. Они заинтересованы в том, чтобы экономика страны, работающая в основном на привозных энергоресурсах, функционировала стабильно.
Законопроект вносился в Конгресс ежегодно начиная с 2000 года. Однако законом до сих пор не стал. Во вторник, после голосования в Палате представителей, ее спикер, демократ Нэнси Пелоси, положительно отозвалась о NOPEC и раскритиковала позицию администрации президента Джорджа Буша, который скорее всего наложит на него вето. В Белом доме так разъясняют ситуацию: NOPEC вызовет рост цен на сырую нефть и бензин, а иностранные государства скорее всего предпримут ответные меры, ограничив доступ США к глобальным поставкам нефти. По мнению конгрессмена-республиканца Ламара Смита, утверждение законопроекта в нынешнем виде может спровоцировать нефтяное эмбарго, как в 1973 году, привести к аресту американских активов за рубежом и повлечь негативные последствия для воинского контингента США на Ближнем Востоке.
«Проблема с этим законом в том, что его было бы крайне сложно применять. ОПЕК – это организация суверенных стран, а не организаций», – заявил в интервью «НГ» аналитик одной из крупных западных нефтяных компаний. По его словам, данный закон – попытка оказать политическое давление, причем не только на зарубежных игроков. В условиях, когда цена галлона бензина стремится в США к рекордной отметке, сопоставимой с той, что была в 1980-х, демократы «работают на электорат».
Россия и конкретно идея «газовой ОПЕК» с участием Москвы в новом билле не упоминается. Между тем само указание на «производителей и экспортеров газа» в документе определенно затрагивает Россию. Известно, что в США внимательно отслеживали состоявшийся 9 апреля этого года Форум стран – экспортеров газа (GECF) в Дохе. Западные эксперты прогнозируют, что «в ближайшие пару лет» идею газовой ОПЕК реализовать не удастся, хотя признают, что с интересом ожидают следующей встречи GECF в Москве в марте 2008 года. Реакция МИДа на новый антикартельный законопроект в США позволяет предположить, что Москва от идеи согласования своих действий с другими ведущими производителями голубого топлива (Иран, Алжир, Катар, Венесуэла) не отказывается.