Завтра под Самарой откроется саммит Россия–ЕС. В эксклюзивном интервью «НГ» комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер комментирует основные вопросы взаимодействия между Россией и Евросоюзом.
– Госпожа Ферреро-Вальднер, как вы оцениваете нынешнее состояние отношений России и ЕС?
– Евросоюз и Россия являются стратегическими партнерами и соседями. Наша политика основывается на общих интересах и ценностях. Мы живем на одном континенте, у нас общая история. Мы также взаимозависимы во многих областях: для России ЕС – важнейший рынок, для нас Россия – важнейший поставщик энергоресурсов.
У нас общие интересы во многих вопросах внешней политики. В наших отношениях присутствует ряд тем, по которым у нас сохраняются разногласия. И все же мы остаемся стратегическими партнерами – как в хорошие, так и в сложные моменты.
– Когда начнутся формальные переговоры между Россией и Еврокомиссией по новому базовому договору?
– Переговоры начнутся, как только комиссия получит мандат на их проведение от всех стран – членов ЕС. Комиссия активно взаимодействует со страной – председателем Евросоюза, странами-членами, а также с Россией, чтобы преодолеть оставшиеся трудности.
И Россия, и Евросоюз заинтересованы в появлении нового соглашения взамен существующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Ведь за последнее десятилетие мы продвинулись вперед. Новое соглашение поднимет наши отношения на новый уровень и позволит им полностью реализовать свой потенциал. Однако время нас не подгоняет: СПС остается в силе, а «дорожные карты» по созданию четырех общих пространств обеспечивают содержательную повестку на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Это общее экономическое пространство, пространство свободы, безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования, включая культурные аспекты. Правого вакуума в любом случае не возникнет.
– В Москве будущий документ хотели бы назвать Договором о стратегическом партнерстве Россия–ЕС. Комиссию такое название устраивает?
– Новое соглашение должно отразить изменения, которые произошли в ЕС и России с момента заключения существующего соглашения 10 лет назад. Оно придаст законную силу четырем общим пространствам, которые были одобрены в 2005 году. Это не договор, но соглашение между стратегическими партнерами, распространяющееся на такие сферы, как торговля, энергетика, права человека, правосудие и внутренние дела, сотрудничество во внешней политике и межчеловеческие контакты. Мы вместе решим, какое название дать новому соглашению, после того как договоримся о его содержании.
– Как следует структурировать новое соглашение? На ваш взгляд, отношения в сфере энергетики следует выделить в отдельный документ?
– Значение сотрудничества в сфере энергетики возрастает для обеих сторон. Главное, что нам нужно, – это соглашение, которое отражало бы принципы, заложенные в Энергетической хартии: взаимность, прозрачность и недискриминационные условия для энергетического сотрудничества.
– Какие успехи, на ваш взгляд, достигнуты в построении четырех общих пространств?
– Мы достигли хороших результатов. Например, заключены и ратифицированы соглашения об упрощении выдачи виз и реадмиссии, которые вступают в силу в следующем месяце, соглашение о диалоге по изучению условий для упразднения визового режима в долгосрочной перспективе. Мы договорились расширить масштабы регионального и пограничного сотрудничества между ЕС и Россией, начать ряд диалогов по экономическим вопросам. Достигнуто соглашение о модернизации использования транссибирских маршрутов и о развитии сотрудничества в спутниковой навигации.
– Российские чиновники неоднократно сетовали, что политика ЕС на восточном направлении диктуется новыми странами – членами союза, присоединившимися в 2004 году, прежде всего Польшей. Что предпринимает Еврокомиссия, что сбалансировать политику сообщества в отношении России и других государств в «общем ближнем зарубежье»?
– Политика ЕС в отношении восточных соседей согласовывается всеми странами-членами на основе предложений, вырабатываемых комиссией. ЕС и Россия являются стратегическими партнерами с момента вступления в силу СПС в 1997 году. За эти 10 лет наши отношения продвинулись во многих областях: Россия стала членом Совета Европы и ОБСЕ, она близка к вступлению в ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации позволит начать работу над глубоким соглашением о свободной торговле, а также активизирует наше экономическое партнерство. Сотрудничество в сфере энергетики становится все более важным для обоих партнеров, так же как и сотрудничество по внешней безопасности. У нас сейчас уже очень широкая повестка. И мы надеемся, что с появлением нового расширенного соглашения она станет еще более насыщенной.
– Когда Евросоюз разрешит Грузии и Украине присоединиться к сообществу? Почему, на ваш взгляд, от вступления в ЕС отказывается Россия?
– На Украину и Грузию распространяется политика европейского соседства. Это привилегированные отношения, строящиеся на взаимной приверженности общим ценностям (демократия и права человека, верховенство закона, хорошее управление, принципы рыночной экономики и устойчивого развития). Политика европейского соседства предполагает более тесное взаимодействие, чем существующие отношения. И все же она отличается от процесса присоединения к ЕС. Когда разрабатывалась эта политика, Россия сама предпочла ей стратегическое партнерство с Европейским союзом.
– Какую позицию занимает комиссия относительно планов США разместить элементы противоракетной обороны в Польше и Чехии, странах – членах ЕС?
– Вопросы национальной обороны, так же как и соглашения о размещении войск в Европе, не входят в компетенцию сообщества. Эти вопросы обсуждаются в рамках Совета Россия–НАТО.