Сегодня в Москву прибывает Франк-Вальтер Штайнмайер – глава МИД Германии, председательствующей сейчас в ЕС. Штайнмайер едет в российскую столицу после вчерашней брюссельской встречи 27 министров иностранных дел сообщества, посвященной отношениям с Россией. Ее участники разошлись в оценках и подходах.
Штайнмайер охарактеризовал ситуацию вокруг саммита ЕС–РФ, намеченного на 17–18 мая, как «сложную». Он потребовал прекратить дискуссии вокруг вопроса о том, состоятся ли вообще эти переговоры, на которых страны ЕС должна представлять федеральный канцлер Ангела Меркель. Вместе с тем он заявил, что «есть целый ряд трудностей, которые необходимо уладить».
Ситуация, возникшая вчера в Брюсселе, и срочный приезд Штайнмайера в Москву лишь подтверждают, что самарскому саммиту сопутствует неблагоприятная обстановка. Вот уже несколько месяцев начало переговоров о новом базовом договоре между РФ и ЕС загнано Варшавой в тупик. В евро-российских отношениях случались кризисы, но блокирования переговоров не было никогда. Это польское ноу-хау заразительно, поскольку и литовский президент Валдас Адамкус выступил на днях с подобной угрозой, настаивая, чтобы Россия удовлетворила претензии Вильнюса.
Если сегодня-завтра не случится чуда, то в Самаре придется ограничиться лишь подтверждением принципиального намерения заключить новый базовый договор. По-видимому, одной из целей визита Штайнмайера является попытка уговорить Москву на уступку Варшаве с тем, чтобы спасти переговоры о базовом договоре.
Впрочем, список евро-российских проблем много длиннее. В последние месяцы актуальность обрели такие вопросы, как американское намерение разместить в Европе систему ПРО, судьба ДОВСЕ, окончательный статус Косово, не говоря уже об обострении российско-эстонских отношений. Критические моменты сохраняются в одной из главных сфер сотрудничества, связанной с энергообеспечением и энергобезопасностью. Российско-казахско-туркменская договоренность о новой трубе в Европу воспринимается как контрмера Москвы против усилий ЕС по «диверсификации» путей доставки нефти и газа в обход России.
Накануне саммита можно насчитать 15, а то и больше международных, политических, экономических и гуманитарных тем, по которым у РФ и ЕС проявляются разные подходы и звучит взаимная критика. Москва не скрывает своего разочарования тем, что в истории с переносом памятника Воину-освободителю в Эстонии Евросоюз встал на сторону Таллина. Неприятными для Москвы остаются настойчиво выдвигаемые европейцами вопросы демократии и прав человека.
В первых числах мая в Берлине состоялись евро-российские консультации по этой проблематике. На них, как говорилось в заявлении немецкого председательства, «ЕС тематизировал ряд специфических сомнений в отношении ситуации с правами человека в России». Этот каталог, упоминающий озабоченность свободой слова, собраний, положением НПО, Чечней и т.д., в общем давно известен. Но сейчас и он дополнен. В частности, резкой критикой действий российских властей в отношении «несогласных». Высшие представители ЕС намерены затронуть все эти вопросы и на самарском саммите.
Хотя дипломатия Евросоюза весьма активна, ее позиции накануне самарского саммита нельзя назвать сильными. Единого подхода его 27 государств к Москве не существует. С одной стороны, в ЕС явно складывается антироссийский фронт во главе с Польшей и странами Балтии. С другой стороны, большинство стран ЕС стоят за стратегическое партнерство с Россией. Разнобой в ЕС наблюдается по многим линиям, включая энергетическую политику, конституционные дела, взаимоотношения ЕС–НАТО. То же самое касается вопросов ПРО и ДОВСЕ.
Участники саммита могут отметить по крайней мере одно достижение. С 1 июня вступает в действие Соглашение между РФ и ЕС об упрощении выдачи виз.