0
947
Газета В мире Интернет-версия

17.04.2007 00:00:00

Большой азиатский альянс

Тэги: пакистан, китай, энергетика


Официальный визит Шауката Азиза, главы пакистанского правительства, в Китай, начавшийся в понедельник, призван укрепить почти союзнические отношения, которые существуют между двумя странами в течение пяти последних десятилетий. Для Исламабада подтверждение тесных уз с Пекином особенно важно сейчас, поскольку Соединенные Штаты, другой партнер и донор Пакистана, увязывают свою военную и финансовую помощь с политическими условиями. Конкретно Вашингтон устами чиновников, общающихся с прессой, и членов Конгресса требует от Исламабада усилить борьбу с «Талибаном», окопавшимся в горах в так называемой зоне племен, а также провести демократические преобразования.

В отличие от американцев китайцы никогда не предъявляли Пакистану требований идеологического характера. В годы холодной войны КНР служила для Пакистана противовесом конфликтовавшей с ним Индии, которую, в свою очередь, поддерживал Советский Союз. С распадом СССР расклад сил в Южной Азии изменился. Пекин нормализовал отношения с Дели, улучшаются и отношения Пакистана с Индией. Однако в этой новой геополитической обстановке Пекин по-прежнему делает ставку на Пакистан.

Стратегия распространения влияния Китая далеко за пределы его границ с целью обеспечения энергетической безопасности наиболее ярко проявилась в его участии в строительстве портовых сооружений в Гвадаре, на пакистанском побережье Аравийского моря вблизи границы с Ираном. Китай уже вложил в эту стройку 200 млн. долл. В случае возникновения угрозы морским путям, по которым нефть доставляют в Поднебесную, Гвадар может превратиться в базу для китайских военных кораблей. Но помимо этого существует идея прокладки нефтепровода из Гвадара в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Он избавит Китай от необходимости транспортировать нефть по маршруту, который может быть перерезан флотом США в случае конфликта из-за Тайваня.

Согласно данным, приведенным премьером Азизом, Китай к 2004 году инвестировал в Пакистане 4 млрд. долл. В дальнейшем китайцы собираются вложить еще 12 млрд. В Исламабаде горячо приветствуют такие намерения. Китай, подчеркнул пакистанский премьер, – это «надежный друг, с которым нас объединяют общие ценности и общие позиции по главным вопросам». Во время его визита будет подписано около 20 соглашений. Они затронут сферы торговли, инвестиций, технологий, энергетики и обороны.

Репортеры поинтересовались, включает ли этот перечень договоренность о строительстве атомной электростанции (одну АЭС в Пакистане Китай уже построил). Премьер не стал отвечать на этот вопрос. И понятно почему. Исламабад крайне уязвлен тем, что США заключили договор с Индией о сотрудничестве в области мирного атома, а Пакистану в предоставлении ядерных технологий отказывают. Вот в Исламабаде и надеются получить от китайцев то, что не дают американцы.

На фоне бурно растущих китайско-пакистанских контактов связи между Пакистаном и Россией развиваются слабо. Достаточно указать, что годовой объем торговли России с Пакистаном составляет всего 400 млн. долл. На прошлой неделе Москва совершила заметный шаг к тому, чтобы установить с Исламабадом более прочные отношения, – Пакистан посетил глава российского правительства Михаил Фрадков.

Во время визита было подписано всего два документа – один в области культуры, второй – о борьбе с наркотрафиком. Однако в ходе переговоров Фрадкова с президентом Первезом Мушаррафом и премьером Шаукатом Азизом была подчеркнута готовность обеих сторон сотрудничать не только в сфере экономики, но и в международных организациях. И тут есть определенное совпадение интересов. Пакистан получил статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества, где Москва – один из ведущих игроков, а Россия хочет занять более заметное место в мусульманском мире через Организацию Исламская конференция.

На встрече с Фрадковым Мушарраф, перечисляя отрасли, в которых может активно развиваться сотрудничество, наряду с нефтью, газом, энергетикой, железными дорогами назвал и оборону. Это весьма деликатная тема, ведь до сих пор российский ВПК в Южной Азии был ориентирован на Индию. Москва не желала осложнять сотрудничество с индийцами, поэтому контакты в военно-технической области с Пакистаном находились как бы в замороженном состоянии. Тем не менее один компонент российской боевой техники в Пакистан уже начал поступать, правда, не прямым путем, а через Китай, который продал партнеру несколько истребителей JF-17 c двигателями российского производства. Получили ли китайцы «добро» от Москвы на передачу моторов третьей стороне или нет, не ясно. Россия на сей счет разъяснений пока не дала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Виктория Панфилова

Лондон укрепляет позиции в Центральной Азии

0
1146
Знание свидетеля событий

Знание свидетеля событий

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

95 лет со дня рождения историка Натана Эйдельмана

0
1153
Пять книг недели

Пять книг недели

0
624
В берете и с усиками сто лет тому назад

В берете и с усиками сто лет тому назад

Кирилл Плетнер

Пригородный блюз то ли о старом бронтозавре, то ли о подлеце в самом соку

0
911

Другие новости