Северная Корея снова дала обильную пищу для размышлений политикам в США, Японии и других странах. На сей раз они пытаются найти ответ сразу на два вопроса. Загадка первая: запустит ли КНДР в субботу процесс замораживания ядерного реактора, который производит оружейный плутоний? Загадка вторая: за что был снят со своего поста председатель кабинета министров Пак Бон Дю?
Договоренность о том, что КНДР остановит в течение 30 дней реактор в Йонбене и допустит для проверки сотрудников Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), была достигнута в феврале в ходе очередного раунда шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной программе в Пекине. Закрытие реактора должно было стать первым шагом к превращению Корейского полуострова в безъядерную зону. В дальнейшем Пхеньян собирался демонтировать свои ядерные объекты, а США, Китай, Россия, Япония и Южная Корея, со своей стороны, обещали ему поставлять топливо, оказывать финансовую и другую помощь.
Однако сразу после завершения шестисторонней встречи между Вашингтоном и Пхеньяном возник спор. КНДР потребовала, чтобы США разморозили счета на 25 млн. долл. в Banko Delta Asia в Макао (Китай). Американское казначейство еще два года назад заявило, что на этих счетах, которыми распоряжались лица, связанные с Северной Кореей, лежат деньги, нажитые преступным путем. Банк не посмел ослушаться окрика из США и заблокировал средства. И вот уже после завершения пекинского раунда переговоров Пхеньян уведомил США: мы не приступим к остановке реактора до тех пор, пока не вернут деньги.
Сумма в общем-то смешная, если учесть, что речь идет о безопасности огромного региона. Тем не менее вашингтонской администрации потребовалось почти два месяца, чтобы уломать свой Минфин, вставший на пути реализации сделки. Наконец, судя по заявлению видного чиновника Госдепартамента, счета были разморожены и северокорейцы могут получить деньги. А поскольку они обещали, что начнут остановку реактора через день после поступления средств, то в США ожидают, что этот процесс стартует именно в субботу, 14 апреля.
Возможно, Вашингтон привлекает внимание к этой дате ради того, чтобы поставить оппонентов в невыгодное положение, заставить их оправдываться. Но какой бы курс ответных действий ни избрал сталинистский режим в КНДР, в его разработке вряд ли будет участвовать Пак Бон Дю, занимавший до середины этой недели пост председателя кабинета министров. По сообщению северокорейского ТВ, Верховное народное собрание (парламент) освободило Пака от работы. Его место занял Ким Ен Ир, специалист по транспорту.
Перестановки в верхах Северной Кореи – всегда предмет гаданий для экспертов. Пока больше всего версий происшедшего предоставили южнокорейские наблюдатели. По их мнению, Паком были недовольны военные, которые окружают верховного лидера Ким Чен Ира, возглавляющего Государственный комитет обороны. Прегрешение Пака состояло в том, что он пытался реформировать экономику, беря пример с китайских соседей. Недаром северокорейские СМИ довольно широко освещали недавнюю поездку экс-премьера по Китаю. Возможно, под влиянием Пака были проведены некоторые преобразования в сельском хозяйстве, хотя оно до сих пор не удовлетворяет потребности населения в продовольствии.
Впрочем, существует и более прозаическое объяснение отставки. Пак якобы неправильно использовал топливо, предназначавшееся для сельского хозяйства, и потому потерял доверие вождя. Есть даже сообщение, что власти установили за ним наблюдение и ограничили передвижение по стране.