В связи с приближением заседания Совета Россия–НАТО, главной темой которого 18 апреля в Осло станет вопрос о размещении противоракетной системы США в Европе, Москва развернула массированную кампанию в западных СМИ. Авторами публикаций, где подробно разъясняется позиция РФ, стали высокопоставленные российские представители. Статьи, содержащие жесткую критику американских планов, призваны подкрепить выступления российских деятелей на международных площадках, в том числе в СБ ООН.
Вчера в британской «Файнэншл таймс» была опубликована статья главы МИД РФ Сергея Лаврова «Противоракетная оборона Европы: коллективный проект?». Это уже второе за последние две недели выступление министра в европейской прессе на указанную тему . Основные тезисы статей идентичны. Россия считает: реализация односторонних проектов в сфере ПРО существенно изменила бы европейский геостратегический ландшафт и затронула интересы Европы в сфере безопасности. Москва не разделяет мотивации американского плана насчет иранских ракет, будучи убежденной, что сегодня и на обозримую перспективу для Европы и США не существует такой угрозы.
Россия готова участвовать в обсуждении ракетной темы на всех уровнях и в любом формате. В частности, приветствуется достигнутая на днях между президентами Путиным и Бушем договоренность о консультациях с целью детального обсуждения этой темы в контексте сотрудничества в интересах общей безопасности. Москва готова позитивно реагировать на все поступающие из США позитивные сигналы.
Главными адресатами апелляций России являются при этом европейцы. Отмечается общность европейских подходов. Как говорится во вчерашней статье министра, «для нас, да и для многих в Европе неприемлемо использование континента в качестве чьей бы то ни было стратегической территории». На взгляд Москвы, такое развитие событий было бы афронтом для всех европейцев, поскольку обесценивало бы значение общеевропейских и многосторонних структур на континенте, включая НАТО и Евросоюз.
С учетом американских заявлений о непременной реализации плана ПРО российская дипломатия, похоже, не слишком рассчитывает на подвижки в прямом диалоге с США. Россия отдает предпочтение (исходя из статьи Лаврова) комплексному подходу к решению проблем евроатлантического региона. Москва выступает за их рассмотрение «в тройственном формате – между Россией, ЕС и США». Тем самым решается проблема сохранения целостности европейской политики, предотвращения ее раздробления. Кроме того, пишет Лавров, это решало бы и проблему укрепления трансатлантической связки, но в ее инклюзивном прочтении, то есть с участием России и прочих стран, не входящих в НАТО и ЕС, а не против них и не за их счет. Хотелось бы, чтобы наши американские партнеры понимали, что ни сильная Россия, ни сильная Германия или Франция, ни сильная Европа, живущая в мире и согласии, не могут быть потенциальной угрозой интересам США.
В российской аргументации используется разная палитра доводов и тональности. В опубликованном вчера интервью лондонской «Гардиан» представитель пресс-службы Кремля Дмитрий Песков сообщил, что Москва расценивает нынешние действия Пентагона как предательство. «Нас не проинформировали заранее об этих планах. Это ведет к огромным переменам в стратегическом балансе в Европе и мировой стратегической стабильности». И добавил: «Потенциально нам придется создать альтернативу этому, но менее дорогостоящую и более эффективную».
В свою очередь, российский посол при ООН Виталий Чуркин предупредил в Нью-Йорке, что Москва, возможно, будет наращивать свои стратегические наступательные вооружения в ответ на размещение элементов американской ПРО вблизи границ России. Эта система, сказал дипломат, «нарушает стратегическое равновесие в мире и ведет к созданию потенциала первого обезоруживающего удара».
Российские доводы и предложения вполне могут рассчитывать на понимание в Европе как в правящих, так и политических кругах многих стран, не говоря уже о широкой общественности, не согласной с планами США. Но в то же время многие европейские СМИ трактуют некоторые российские высказывания контр-ПРО на свой лад. Либо как направленные на раскол в ЕС и НАТО, либо как проявление готовности Москвы к новой гонке вооружений в духе холодной войны.