Похоже, Папа Римский махнул рукой на возвращение Европы в лоно Церкви.
Фото Reuters
Вчера на площади Св. Петра в Риме Папа Римский Бенедикт XVI совершил праздничное пасхальное богослужение, по окончании которого обратился к верующим с традиционной проповедью и произнес слова благословения «Urbi et Orbi» («Городу и миру»). Прямую трансляцию из Ватикана передавали около ста телеканалов из 67 стран. России среди них не было. В нашей стране единственную телетрансляцию папского пасхального богослужения увидели только зрители канала РЕН ТВ в 1997 г. Тогда православные и католики, как и сейчас, праздновали Пасху в один день.
Впрочем, во вчерашней праздничной проповеди Бенедикт XVI ни на совпадении праздничных дат, ни на теме диалога с православием не останавливался. Как и положено «Папе-богослову», он говорил о вере и неверии в современном мире. «Разве ситуация, когда невинные дети страдают от войн, голода, терроризма, не является испытанием для нашей веры?» – задавался вопросом Бенедикт XVI. О Фоме Неверующем он говорил как о символической для современного мира фигуре. Впрочем, опыт неверия апостола Фомы, по мнению Понтифика, «может быть для нас полезным»: такое неверие позволяет избавиться от ложных представлений о Боге и постичь истину.
Европейских проблем в своей проповеди Папа Римский не касался вовсе. Зато продемонстрировал хорошую осведомленность в бедах стран третьего мира: говорил о цунами, обрушившемся на Мадагаскар и Соломоновы острова, о гуманитарной катастрофе в Дарфуре, о нестабильной обстановке в Сомали, о перспективах демократии в Демократической Республике Конго, о политической ситуации в Зимбабве, «кровавом конфликте» в Шри-Ланке, о голоде, эпидемиях и насилии в Африке и Латинской Америке. Похоже, Ватикан махнул рукой на «возвращение в лоно Церкви» старушки Европы и окончательно сделал ставку на третий мир.
Папа по традиции коснулся и проблем Ближнего Востока. «Знаки надежды на диалог между Израилем и Палестинской автономией» не развеивают его личной тревоги за судьбы Святой Земли. «Никаких позитивных известий» не получает Понтифик из Ирака, «окровавленного в результате многочисленных терактов». Бенедикту XVI не внушает оптимизма и будущее Ливана, где государство буквально парализовано «патовой ситуацией в политических институтах». «Нельзя забывать и об Афганистане, где возрастает нестабильность», – подчеркнул Папа Римский.
В то же время Бенедикт XVI ничего не сказал об Иране. Однако ватиканская дипломатия на этом направлении в последнее время заметно активизировалась. В минувшую среду Бенедикт XVI направил письмо аятолле Саиду Али Хаменеи. Он просил духовного лидера Ирана оказать содействие в деле освобождения британских моряков и солдат, взятых в плен в Персидском заливе 23 марта. По информации британской газеты Guardian, Папа написал, что «дать пленным возможность вернуться к своим семьям на Пасху – религиозный жест доброй воли». В ту же среду по распоряжению президента Махмуда Ахмадинежада пленные были освобождены. Но кто знает, случилось ли это по воле Аллаха или благодаря вмешательству Папы Римского?