То, что ныне происходит в высших учебных заведениях Ирака, отражает тяжелую ситуацию в стране. Традиционный для студенчества дух бунтарства не чужд и иракским учащимся, однако в современных условиях им спешат воспользоваться многочисленные организации политического, религиозного, националистического или иного толка. Они подогревают межконфессиональное и межэтническое насилие, преследуя собственные интересы.
Чтобы как-то сдержать маховик насилия, иракские власти готовы прибегнуть к драконовским мерам, вплоть до запрета на проведение собраний в университетах и другие формы самовыражения студентов. Ради их же собственной безопасности. Нарушителям правил, с проектом которых ознакомился корреспондент «НГ», грозит исключение и передача в руки правоохранительных органов. Руководство страны забило тревогу после того, как выяснилось, что учебные заведения стали главным источником пополнения рядов вооруженных группировок.
В некоторых провинциях, прежде всего на юге и севере страны, есть вузы, где царит тишина и покой, занятия проходят в нормальном режиме и везде – абсолютный порядок. Но это не столько проявление дисциплинированности местных студентов, сколько результат проведенных здесь этнических или клановых чисток. В них и учащиеся, и преподавательский состав принадлежат к одной и той же группе, а тех, кто имеет иное происхождение, иные политические взгляды или иное вероисповедание, попросили покинуть заведение.
Впрочем, завершение чистки на практике не дает полной гарантии спокойствия. Так, если речь идет о группе, сформированной на этнической основе, то это вовсе не означает, что партийная принадлежность одних не натолкнется на непонимание со стороны тех, кто, к примеру, подчиняется некому влиятельному религиозному деятелю. Бывает, что студенты, проезжая мимо своего университета на автомобиле, громко передают агитационные призывы и лозунги. Столкновения в таких ситуациях хотя и редко, но случаются.
Куда сложнее ситуация в Багдаде. В столице, где проживает около семи миллионов человек, общество слишком перемешано, и отличить одну группу от другой или клан от клана достаточно трудно. Ежедневно в коридорах университетов пересекаются тысячи студентов. Все живо обсуждают очередной взрыв на той или иной улице. И часто активная дискуссия перерастает в конфликт, вплоть до взаимных угроз смерти. Кто прав, а кто виноват, готовы растолковать на свой лад активисты многочисленных организаций, занимающиеся агитацией прямо у входа в вуз.
Политики популярно втолковывают студентам, кому и зачем выгоден тот самый теракт, который студенты только что обсуждали. Звучат обвинения в адрес вероятных заказчиков и даже исполнителей. В итоге студенты, которые поддерживают партию, получившую наибольшую порцию «обвинений», оказываются под осуждающими и ненавидящими взглядами коллег. На стенах факультетов они могут увидеть надписи с требованием прекратить под страхом смерти посещение занятий.
Подобные граффити служат предостережением и для остальных студентов. Они тоже перестают приходить на учебу, опасаясь попасть под горячую руку экстремистов. Никто, как правило, не утруждает себя прицельными ударами. И когда дело доходит до опознания трупов, оказывается, что среди погибших и сунниты, и шииты, и курды. Чтобы положить конец этим опасным процессам, Министерство высшего образования Ирака разработало ряд поправок к закону об образовании, нацеленных на восстановление нормального процесса обучения и студенческой жизни. Они должны положить конец клановой и конфессиональной лояльности, что ведет к углублению раскола в обществе. В предложениях о поправках, утвержденных министром высшего образования Абд Дияб аль-Аджили, говорится о необходимости обязать студентов «следовать принципам неприкосновенности религиозных ценностей, единства нации, патриотизма и не поддаваться каким-либо призывам к розни на любой почве».
Студентам категорически запрещается провоцировать, участвовать или призывать к нарушающим дисциплину мероприятиям. «Запрещаются любые формы призывов к созданию политических организаций, которые занимались бы преследованиями на политической и религиозной основе. Запрещаются любые формы призывов к присоединению к партиям или иным организациям, созданным на конфессиональной, родовой или клановой базе, включая плакаты, надписи и рисунки на стенах, листовки и так далее. Запрещаются все агитационные встречи и другие собрания студентов на территории вузов», – говорится в документе.
Что касается наказаний, предусмотренных в поправках, то при первом нарушении студенту просто будут делать предупреждение или брать под наблюдение. Если он повторит проступок и будет в этом уличен, то ему грозит отстранение от занятий на срок до 30 дней. За особо тяжкие проступки, как, например, участие в актах насилия, возможно полное исключение из вуза. При этом нарушителей закона будут передавать правоохранительным органам страны.
Багдад