Дяоюйтай, роскошная резиденция в центре Пекина, где проходили переговоры шести стран о замораживании северокорейской ядерной программы, напоминает усадьбу китайского сановника, спешно покинутую гостями. Охрана, обслуга продолжают нести вахту во дворце, а глав делегаций уже нет. Они разъехались, не сумев договориться о переводе Пхеньяну, казалось бы, смешной суммы – 25 миллионов долларов. Из-за этого судьба соглашения между шестью государствами, предусматривавшего, что КНДР заглушит к середине апреля свой главный атомный реактор, оказалась непредсказуемой.
Представителям Китая, России, США, Японии, Южной Кореи удалось уговорить Пхеньян остановить работу реактора в Йонбене в обмен на предоставление 50 тысяч тонн нефтепродуктов. Эта сделка должна была стать первым шагом к отказу Северной Кореи от реализации ее ядерной и ракетной программ, а в перспективе и к превращению всего Корейского полуострова в зону, свободную от ядерного оружия. В качестве предварительного условия для осуществления договоренностей Пхеньян выдвинул размораживание 25 миллионов, лежащих на северокорейских счетах в Banco Delta Asia (банк находится на территории Макао, специального административного района КНР). Северокорейские деньги так и не были, вопреки обещанию США, ни разморожены, ни переведены в Банк Китая.
Из противоречивых высказываний участников переговоров вырисовывается довольно неприглядная картина: США и Китай перекладывают ответственность друг на друга и пытаются решить вопрос за счет других стран. В самом деле, США, если верить их представителю на встрече Кристоферу Хиллу, решение вопроса о 25 млн. – это не проблема. Однако Хилл – человек Госдепартамента, а у американского Министерства финансов иной подход. Оно выступило с заявлением о том, что вышеупомянутый банк в Макао занимался «незаконной деятельностью», то есть отмывал деньги для Северной Кореи, и потому всем американским банкам предписывается отказаться от ведения дел с «Banco Delta Asia».
В итоге Банк Китая не принял перевод. Иными словами, китайская сторона не хочет рисковать своей репутацией. Зато китайские чиновники подчеркнули, что подозрительной транзакцией вполне могут заняться российские, вьетнамские или монгольские банки.
Москва, однако, не вняла этому совету. Глава российской делегации замминистра иностранных дел Александр Лосюков перед отлетом на родину сказал, что не рекомендует российским банкам заниматься переводами этих денег. Лосюков подчеркнул, что «очень не советует» российским банкам или организациям вступать в подобные комбинации. По мнению российского дипломата, ключ к возобновлению переговоров находится у американцев. Вашингтон должен публично гарантировать, что банк или государство, которые выступят посредниками в переводе северокорейских денег из Макао, не подвергнутся американским санкциям или ограничениям.