В США борьба за избирателя идет не только в реальном, но и в виртуальном мирах. Результаты интернет-опросов вносят значительные коррективы в существующий расклад сил.
Джон Эдвардс идет впереди всех кандидатов от Демократической партии, согласно последнему опросу, проведенному DailyKos.com, одним из популярнейших сетевых ресурсов либерального толка. Сейчас за Эдвардса проголосовало бы 38% пользователей сети. На втором месте оказался Барак Обама (26%). Хиллари Клинтон пришлось довольствоваться всего лишь четвертым местом (3%), уступив даже сенатору из Нью-Мехико Биллу Ричардсону (8%).
Интернет наступает, становится мобильным, меняются стратегии – и уже все избирательные штабы используют его в президентской кампании 2008 года.
Во время предыдущих кампаний сеть использовалась в основном для общения со сторонниками и сбора средств. Этот мотив и сейчас является основным. Но так как по интернету информация разносится с невероятной скоростью, многие претенденты с его помощью привлекают новые голоса.
Общеизвестно, как американцы любят все бесплатное. Команда республиканца Джона Маккейна открыла для всеобщего обозрения его страницу в интернет-тотализаторе, на которой он делает ставки в популярной студенческой баскетбольной лиге. Пользователям предложено соревноваться с Маккейном в количестве очков, набранных по числу угаданных результатов. Тот, у кого показатель лучше, чем у Маккейна, – получает бейсболку или флисовый пуловер с логотипом предвыборной кампании сенатора. По словам Кристиана Ферри, интернет-директора Маккейна в штате Аризона, это не только привлекло внимание прессы, бросившейся бесплатно освещать политтехнологическое новшество, но и обеспечило штаб Маккейна тысячами электронных адресов потенциальных избирателей, которые можно будет использовать для агитации.
Демократ Обама считает, что интернет позволяет ему оживить общение с избирателями. С помощью сайта «Мой Обама» (MyObama.com) его штаб наиболее активно привлекает молодежь, предлагая молодым людям создавать инициативные группы, собирать пожертвования для кампании. И, тем самым, дает им ощущение причастности к политическому процессу.
Интересно, что, согласно последним опросам, демократы держат первые три места по числу разовых посещений их личных сайтов. Так, первое место у Хиллари Клинтон (828 тысяч), затем идет Барак Обама (574 тысячи), на третьем – Джон Эдвардс (464 тысячи). Для сравнения: у первого среди кандидатов-республиканцев Джона Маккейна – 296 тысяч.
При этом количество виртуальных друзей, зарегистрировавшихся на сайтах, на 16 марта распределилось так: Барак Обама – 64 169, Хиллари Клинтон – 28 619, Джон Эдвардс – 13 369, Рон Пол – 3881. Замыкает список сенатор Маккейн, в друзья к которому записалось только 582 человека. Интересно, что на следующий же день после публикации 19 марта этих данных в газете «Уолл-стрит джорнел» число его друзей сразу утроилось.
Республиканцы, безусловно, используют интернет в президентской кампании, но сайты демократов обновляются если не ежечасно, то ежедневно. Хиллари Клинтон не только собирает пожертвования в сети, она общается с избирателями в прямом эфире, используя видеоролики и чаты.
Фил Нобль, политический консультант в области интернет-стратегий, утверждает, что по сравнению с избирательными кампаниями 2000 и 2004 годов количество денег, затраченных кандидатами на свои сайты, значительно увеличилось. Больший акцент на интернет – признание того, что правила игры радикально меняются... Каждые два года количество интернет-избирателей удваивается, но только за один этот год их число уже увеличилось больше, чем в два раза.
Однако не все аналитики склонны идеализировать роль интернета в избирательных кампаниях. Ведь в конце концов проиграть или выиграть можно только в день выборов в реальном мире.
Нью-Йорк