Сегодня в Пекине начинается очередной, шестой раунд переговоров по северокорейской ядерной программе, результат которых буквально вплоть до начала встречи большинство участников не были способны предсказать. Это связано с неясностью в том, насколько Пхеньян и Вашингтон продвинулись в деле реализации договоренности о закрытии ядерного реактора в КНДР. Между тем для прояснения ситуации остался всего один месяц.
Глава российской делегации заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков сообщил перед отлетом в Пекин, что на «шестисторонке» будут заслушаны отчеты о работе пяти рабочих групп, созданных в преддверии нынешнего раунда. Они занимаются вопросами ядерного разоружения КНДР, оказания ей взамен энергетической помощи, нормализации отношений Пхеньяна с Вашингтоном и Токио, создания механизма безопасности в Северо-Восточной Азии.
Все это касается конечных целей шестисторонних переговоров, а как обстоят дела с реализацией ближайшей договоренности – закрытием ядерного реактора в северокорейском Ёнбене и возвращением в КНДР инспекторов МАГАТЭ? Как повлияет выполнение или невыполнение договоренности на дальнейший ход переговоров? Российский дипломат не стал прояснять эту тему. «Идут сложные процессы, много подводных камней, поэтому я испытываю осторожный оптимизм», – заявил Лосюков.
Сдержанный оптимизм, по существу, предусматривающий возможность любого исхода, связан с тем, что через месяц, 13 апреля, завершится двухмесячный срок, отведенный для закрытия реактора в Ёнбене и возвращения в КНДР инспекторов МАГАТЭ. Согласно заявлению, сделанному по итогам пятого раунда пекинских переговоров, после реализации этой договоренности Северной Корее будет выделена первая порция энергетической помощи – 50 тыс. тонн топливного мазута для электростанций.
Однако есть еще одно условие, которое выдвинул Пхеньян. Он потребовал предварительно разморозить северокорейские счета на сумму 25 млн. долл в Banco Delta Asia в Макао. Ныне известно о решении Вашингтона, которое озадачило всех, прежде всего северокорейские власти: Министерство финансов США обязало американские банки прекратить деловые отношения с банком из Макао.
Прибывший в Пекин глава американской делегации Кристофер Хилл заявил, что «вопрос о счетах КНДР в банке Макао частично решен». По его словам, вслед за решением Вашингтона дальнейшие шаги по размораживанию северокорейских средств должны сделать власти Макао. Соответствующее разъяснение будет дано представителем Минфина США, специально выезжающим в Макао.
В ответ глава делегации КНДР Ким Ге Гван заявил, что КНДР продолжит разработки в ядерной области до тех пор, пока США не снимут все ограничения на использование ее финансовых средств на счетах в Макао. Как разъясняют специалисты по международным финансам, решение Вашингтона дает возможность властям Макао разморозить лишь 8–10 млн. долл. на счетах Пхеньяна в Banco Delta Asia. Таким образом, речь идет о сохранении в руках Вашингтона рычага финансового давления на КНДР.
По словам главы делегации Южной Кореи Чхон Ен У, сославшегося на контакты с северокорейскими дипломатами, в Пхеньяне уже подготовлен список ядерных объектов и ведется подготовка к закрытию реактора в Ёнбене. Все будет сделано «в надлежащий срок». Пока неясно, как скажется на этом неполное выполнение Вашингтоном требований Пхеньяна о размораживании его счетов.
Участники пекинских переговоров намерены продолжить работу в ходе поездок в Пхеньян. Туда в будущем месяце выезжают в разное время Александр Лосюков и Кристофер Хилл. «Если Северная Корея не отступит от взятых на себя обязательств, то визит Хилла в Пхеньян может состояться уже в середине апреля», – сообщил из Вашингтона японский телеканал Эн-эйч-кей.