Великобритания планирует потратить свыше 20 млрд. фунтов стерлингов на новое поколение субмарин, несущих ракеты с ядерными боеголовками. Премьер-министр Тони Блэр заявил, что ядерный арсенал должен защитить королевство от новых угроз, подобных той, что исходит от Северной Кореи. А теневой министр обороны, консерватор Лиам Фокс к числу главных потенциальных угроз отнес Иран и Россию.
Вчера парламент Великобритании до позднего вечера обсуждал дальнейшую судьбу ракет Trident. Баллистическая ракета Trident II D5, оснащенная тремя ядерными боеголовками, способна поражать цели на расстоянии свыше 7,4 тыс. км. На вооружении Королевского флота эта МБР, сконструированная в США, стоит с 1994 года. На каждой из четырех субмарин класса Vanguard установлено по 16 таких ракет. Круглосуточное дежурство у побережья Шотландии постоянно несет одна подлодка.
Срок службы ракеты Trident 30 лет, но его планируется продлить до 2042 года. Тем временем, полагает правительство, стране необходимо построить подлодки нового поколения. Число субмарин, на разработку и построение которых уйдет 17 лет, планируется сократить до трех, общее количество боеголовок – на 20%. По словам Блэра, в условиях, когда возникают новые угрозы, подобные той, что исходит от КНДР, Британия не обязана отказываться от ядерного оружия, как это предполагает Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним: в статье VI и преамбуле ДНЯО указывается, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих ядерных запасов. За более чем 30 лет существования договора на этом поприще мало что было сделано. Новую инициативу Блэра в минувшем месяце раскритиковал глава МАГАТЭ, дав понять, что она осложняет его задачу по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана.
Проблема будущего ядерного арсенала королевства внесла новый раскол в Лейбористскую партию Блэра. Как отмечают наблюдатели, таких противоречий не было с 2003 г., когда 138 парламентариев-лейбористов выступили против поддержанной премьером военной операции по свержению режима Саддама Хусейна в Ираке. В преддверии дебатов и голосования в парламенте, которое должно было состояться вчера поздно вечером, министр иностранных дел Маргарет Беккетт и глава оборонного ведомства Дес Браун попытались максимально сплотить ряды однопартийцев для поддержки плана правительства. В конфиденциальном порядке министры предупредили лейбористов, что находящиеся в оппозиции консерваторы в случае провала голосования обвинят их «в опасном расколе по вопросу, имеющему огромное значение для национальной безопасности», и напомнят об этом избирателям на следующих выборах.
Несмотря на этот веский аргумент, ряд лейбористов открыто раскритиковали Блэра за то, что миллиарды фунтов, выделяемые на строительство новых субмарин, могли бы быть потрачены на охрану окружающей среды, модернизацию транспортной инфраструктуры, наконец, на разработку обычных вооружений. Как отметил лейборист Майкл Мичер, после окончания холодной войны «ядерного противника в обозримой перспективе не видно».
Пока против перевооружения либеральные демократы, отказывающиеся принимать окончательное решение по важнейшему вопросу в момент, когда Блэр вот-вот покинет Даунинг-стрит. Их лидер сэр Мензис Кэмпбелл даже предположил, что одобрения плана по системе Trident парламентом Блэр добивался не в интересах страны, а чтобы оставить после себя наследство.
Между тем Консервативная партия полностью разделяет взгляды премьера. Теневой министр обороны Лиам Фокс неоднократно разъяснял необходимость сохранения ядерного арсенала. По словам Фокса, Россия на четверть увеличила свои оборонные расходы в 2006 году, испытывала ракеты большой дальности и вкладывала средства в две морские базы в Сирии. Все это вкупе с наращиванием военной мощи Ираном оправдывает замену британских сил ядерного сдерживания, цитирует консерватора Би-би-си. Фокс подчеркнул, что Иран и Россия представляют самые серьезные «потенциальные угрозы нашим интересам».