В последние дни Тегеран заметно активизировал свои дипломатические усилия сразу по двум важным направлениям мировой политики. Речь идет о ядерной программе Ирана и ситуации в Ираке. При этом дискуссии по обеим проблемам Тегеран стремится вести напрямую с мировыми державами. В минувшую субботу в Багдаде состоялась конференция по безопасности с участием иракских соседей и пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, РФ, КНР, Великобритания и Франция). А вчера президент Ирана Махмуд Ахмадинежад предложил принять участие во встрече шести стран (пятерка СБ и Германия), занятых в урегулировании иранского ядерного досье.
Со ссылкой на МИД Исламской Республики, государственное телевидение страны сообщило, что «Ахмадинежад собирается кратко проинформировать членов СБ об иранской мирной ядерной программе», в связи с чем «может присутствовать на следующем заседании «шестерки». Каких-либо официальных комментариев данного сообщения от ведущих мировых держав по состоянию на вчерашний вечер не последовало. Многие наблюдатели отметили, что Исламская Республика стремится к налаживанию открытых связей со своим главным оппонентом – США.
Напомним, что Вашингтон обвиняет Иран в дестабилизации положения в Ираке путем финансирования и поставок оружия шиитским боевикам, а также в стремлении к созданию атомной бомбы. В Тегеране категорически отвергают эти обвинения и, в свою очередь, жестко критикуют американскую внешнюю политику. Активная полемика вокруг иракского кризиса между представителями двух стран развернулась и на упомянутой багдадской конференции.
Иран и США стали главными героями этого мероприятия. Американский представитель потрясал чемоданчиком, утверждая, что в нем содержатся неопровержимые доказательства поставок иранского оружия боевикам, но так его и не открыл. В ответ на это иранцы заявили, что подобные обвинения – «лишь попытка оправдать свои неудачи», и потребовали от США обнародовать «четкий график вывода войск из Ирака». Кроме того, Тегеран тебует освободить задержанных в Ираке иранских дипломатов.
Что касается ядерной программы, то в настоящее время «шестерка» продолжает консультации вокруг проекта очередной резолюции СБ ООН в отношении Тегерана. Готовящийся документ предусматривает усиление введенных в конце минувшего года санкций, если Исламская Республика по-прежнему будет отказываться приостановить обогащение урана. Состоявшиеся на прошлой неделе дискуссии пока не привели к консенсусу. Против ужесточения мер традиционно выступают Россия и Китай.
В то же время Москва продолжает разыгрывать свой «топливный козырь», давая понять, что Иран не получит топливо для строящейся российскими специалистами АЭС в Бушере до тех пор, пока кризис с ядерной программой не будет урегулирован до конца. Обсуждение ситуации, возникшей из-за прекращения финансирования иранской стороной реализации проекта с середины января 2007 года, остается безрезультатным. По итогам пребывания в Москве вице-президента Организации по атомной энергии Ирана Мохаммада Саиди стороны не смогли принять конкретные решения. Возобновление переговоров планируется на этой неделе в Тегеране.