На воскресных парламентских выборах в Эстонии победу одержала правящая право-либеральная Партия реформ, набравшая 27,8%. Реформисты получили 31 мандат в 101-местном парламенте (на 12 больше, чем в парламенте предыдущего созыва). При этом лидер Партии реформ премьер-министр Андрус Ансип побил рекорд по показателям личной популярности. По всей видимости, именно ему президент Тоомас Хендрик Ильвес поручит сформировать правительство. Однако самостоятельно реформисты не могут составить новый кабинет.
Говорить о составе новой правящей коалиции преждевременно, заявил вчера Андрус Ансип. Он объяснил, что в ночь после выборов все ведут переговоры со всеми. «Ничего нельзя исключить», – подчеркнул он.
Реформисты, в свою очередь, обещали вывести Эстонию в первую пятерку самых зажиточных государств Европы за счет снижения подоходного налога, упирали на трансатлантическую солидарность и боролись против «либерального империализма» Москвы. Именно реформисты стали зачинщиками переноса памятника Воину-освободителю из центра Таллина на кладбище.
Второе место досталось партнеру реформистов по коалиции – Центристской партии. Она получила 26,1% голосов и соответственно 29 парламентских кресел (плюс одно). Центристы обещали избирателям рост зарплат, особенно бюджетникам (до 1,5 тысячи евро) и выступали против переноса памятников и братских могил советских солдат.
Потерпевшие поражение на предыдущих выборах правые радикалы из Союза Отечества организационно слились с правыми же популистами из партии Res Publica под девизом: «Не в деньгах счастье!» Однако объединение усилий не принесло ожидаемого результата: Союз Отечества и Res Publica будут представлены в парламенте 19 депутатами, что на 12 мандатов меньше, чем в парламенте предыдущего созыва. Эстонским социал-демократам досталось 10 мандатов; у сельской партии Народный союз и свежеиспеченной Партии зеленых Эстонии – по 6 мандатов.
Русские партии вышли на выборы двумя конкурирующими списками. Собственно Русская партия Эстонии, малочисленная и пассивная, практически не вела избирательной кампании. Другая русская партия – Конституционная – занималась исключительно борьбой с «неофашизмом», проводя пикеты против планов по переносу «бронзового солдата». Обе «русские партии» набрали в общей сложности около 1,5% голосов и соответственно не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. По социологическим опросам, самой «русской партией» в глазах избирателей уже много лет остается Центристская партия, и на этот раз большинство русскоязычных избирателей отдали свои голоса именно ей.
Таллин