Представители шести стран, вплотную занимающихся иранской ядерной проблемой (пять членов СБ ООН плюс Германия), вслед за своей встречей в Лондоне проведут в четверг телеконференцию. «Шестерка» намерена согласовать проект еще одной резолюции Совета Безопасности по Ирану в дополнение к той, что не была выполнена Тегераном. Иранские лидеры, даже не зная его возможного содержания, ответили, что никогда не «заморозят» свою программу обогащения урана.
Единственным согласованным решением встречи в Лондоне, состоявшейся в понедельник, и стало общее намерение заняться выработкой проекта новой резолюции СБ ООН. «Консультации были серьезными», – заявил председательствовавший на встрече представитель Великобритании Джон Соерс. По его словам, на консультациях «рассматривалось, как лучше взаимодействовать с Ираном». «Мы все привержены решению путем переговоров», – заверил англичанин.
По данным из дипломатических кругов, представители западных стран в действительности считают, что принятые СБ санкции в отношении Ирана – запрет на продажу этой стране оборудования для ядерной программы и замораживание активов ряда фирм и физических лиц – уже произвели определенное воздействие и для большего эффекта их надо ужесточить. Предлагается расширить список фирм и лиц, подпадающих под финансовые запреты, а также закрыть поездки за границу для иранских официальных лиц. Возможны и другие, более резкие меры, включая ограничение кредитов и запрет на экспорт оружия в Иран.
В то же время с позиций максимального акцента на поиск договоренностей с Ираном выступают Россия и Китай. «Санкции – не самоцель. Любые шаги, которые может предпринять Совет Безопасности, должны способствовать мирному решению проблемы путем проведения переговоров» – так прокомментировал ход консультаций «шестерки» официальный представитель МИД КНР Цинь Ган.
Как и раньше, за наиболее жесткое воздействие на Тегеран выступают США. По словам госсекретаря США Кондолизы Райс, международному сообществу необходимо найти «стоп-кран», который мог бы остановить иранский ядерный локомотив. Так она прокомментировала высказывание президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада о том, что «Иран получил технологию создания ядерного топлива и движется как локомотив, у которого нет ни тормозов, ни заднего хода».
В то же время глава американского внешнеполитического ведомства сообщила, что готова встретиться со своим иранским визави в любое время, если Иран прекратит обогащение урана. Секретарь Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани отозвался на эти слова разъяснением, что Иран официально не получал каких-либо предложений о переговорах со стороны США. Если же такое предложение поступит, то, по его словам, Тегеран позитивно ответит на него, но не примет никаких предварительных условий.