Председатель правительства РФ Михаил Фрадков, возглавивший на днях Комитет по социально-экономическому подъему российского Дальнего Востока, сегодня начинает двухдневный визит в Японию, где живо интересуются этой новой сферой его служебных интересов. Речь идет не только о территориальной проблеме, которую принимающая сторона непременно поднимет, но и об экономических проектах, в большей степени привлекающих внимание премьера. Среди них, несмотря на скандал вокруг «Сахалина-2», доминирующей остается энергетика.
Фрадков впервые посещает Японию в качестве премьера. По оценке японских дипломатов, важность визита состоит в том, что это первое крупное мероприятие после договоренности, достигнутой между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Синдзо Абэ осенью на саммите АТЭС в Ханое, «строить отношения партнерства, базирующегося на общих стратегических интересах». Соответственно переговоры охватят все возможные темы – от политических связей и северокорейской ядерной программы до рыболовства, торговли и визовых процедур. Кроме того, по данным посольства Японии в Москве, будет поднят вопрос о мирном договоре и территориальная проблема.
Готовится к подписанию ряд документов, однако вопрос о том, успеют ли завершить эту работу, до последнего момента оставался открытым. Тем не менее обе стороны рассчитывают на успешное продвижение, особенно в вопросах торговли и инвестиций, где мощным двигателем является заинтересованность частного бизнеса. Для этого есть очевидные предпосылки, прежде всего наблюдающийся рост двусторонней торговли. В прошлом году российско-японский товарооборот вырос более чем на 35% и составил 13,7 млрд. долл. За три года число японских фирм в Москве выросло в три раза – с 50 до 150.
Вслед за пришедшим раньше всех энергобизнесом ныне в Россию потянулись компании из обрабатывающих отраслей. Уже в следующем году начнет выпускать автомашины сборочный завод компании «Тойота» под Санкт-Петербургом. Свой завод строит и автофирма «Ниссан».
Прорисовываются и возросшие возможности России. Прежде всего в вопросах экспорта энергоресурсов. По словам члена российской правительственной делегации министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, Россия активизирует строительство нефтепровода Сибирь – Дальний Восток. К концу 2008 года трубопровод подойдет к границе с Китаем, затем пойдет дальше на Восток. К 2012 году планируется завершить все работы, включая создание погрузочных терминалов на побережье Японского моря. Японской стороне предлагается принять участие в финансировании проекта. Кроме того, японским фирмам предлагается осуществлять инвестиции в создаваемые в России рекреационно-туристические особые зоны.
Показательно, что Христенко, прибывший в Токио раньше Фрадкова для проведения заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, был принят министром иностранных дел Японии Таро Асо. Японский министр выразил обеспокоенность возможным уходом сахалинских нефти и газа с месторождения «Сахалин-1» (оператор – американская компания «Эксон-Мобил») в Китай и попросил обеспечить именно Японию поставки газа.
В составе российской делегации около 60 руководителей российских фирм, которые примут участие в Японско-российском инвестиционном форуме, посвященном проектам в сфере информационных технологий.
Крупнейшие японские компании подчеркивают свою первостепенную заинтересованность в нефтегазовом сотрудничестве с Россией. При этом они рассчитывают на сохранение соглашений о разделе продукции (СРП) на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Как известно, Россия высказывается против такой схемы как крайне для нее невыгодной. Ряд крупнейших японских компаний, в том числе «Мицуи» и «Мицубиси», намерены предложить концерну «Газпром» сотрудничество в деле очистки природного газа.
Еще одна сфера возможных договоренностей – ядерная энергетика. В Японии задумались о возможности как обогащения урана на территории России, так и переработки отработанного ядерного топлива. Назревает еще одна сделка в автопроизводстве – «Исудзу моторс» и Ульяновский автозавод намерены наладить совместное производство малых грузовиков. Наконец, готовится проект сотрудничества японской «Эн-Ти-Ти коммюникейшнс» и российской «ТрастТелеКом» в деле прокладки волоконно-оптического кабеля между японским островом Хоккайдо и российским Сахалином. При наличии у российской фирмы линий связи вдоль Транссибирской магистрали новый проект может превратиться в самую короткую линию связи между Японией и Европой.