После истечения ультиматума Совета Безопасности ООН Иран по-прежнему не намерен отказываться от обогащения урана. В то же время Тегеран готов поддержать инициативу генерального директора МАГАТЭ Мохамеда Эль Барадея, согласно которой на время возможного нового раунда переговоров Исламская Республика прекращает обогащение урана, а мировые державы – действие введенных против нее санкций.
Иранские власти надеются, что в целесообразности такого тайм-аута удастся убедить и Верховного комиссара ЕС по внешней и оборонной политике Хавьера Солану. Последний, как утверждают иранцы, согласен возобновить переговоры с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. По данным «НГ», оба поддерживают контакты по телефону, а позиции сторон сейчас согласуются на более низком уровне. Не исключено, что в ближайшее время состоится новая встреча Лариджани и Соланы.
На то, чтобы вернуться за стол переговоров, у Ирана есть еще примерно 10 дней. Ближайшее заседание совета директоров МАГАТЭ намечено на 5–9 марта. До этого каких-либо действий от СБ ООН ожидать не следует. Если же и по истечении этого срока Тегеран не пойдет на уступки, ему грозят серьезные экономические и дипломатические санкции. Пока же руководство агентства и Совбез будут изучать очередной доклад Эль Барадея.
В минувший вторник с Лариджани в Вене встретился и сам глава МАГАТЭ. Главной темой их переговоров стала все та же идея тайм-аута. Секретарь ВСНБ назвал встречу «конструктивной», но вновь отверг возможность приостановки обогащения урана в качестве предварительного условия для возобновления диалога с мировыми державами. Вместо этого, по его словам, Тегеран может предоставить «гарантии того, что отклонений в сторону разработки ядерного оружия никогда не будет».
Со своей стороны Эль Барадей вновь подчеркнул, что диалог – единственный способ урегулирования ситуации, а силовое решение приведет к неминуемой катастрофе. Аналогичную точку зрения вчера традиционно высказал и глава МИД РФ Сергей Лавров. При этом он отметил, что «сосредоточение значительных иностранных воинских контингентов, а также новейших видов вооружения способно спровоцировать применение силы».
Напомним, что о новых достижениях страны в ядерной сфере президент Махмуд Ахмадинежад обещал объявить до конца апреля. Между тем, как стало известно «НГ» из американских военных источников, именно к этому моменту в Персидском заливе должна появиться третья авианосная группа «Нимиц», создав достаточную огневую мощь для нанесения удара.
В понедельник в регион прибыл второй авианосец «Джон Стеннис», присоединившись к находящемуся там «Дуайту Эйзенхауэру». Кроме «Нимица» наготове еще три группы – «Рональд Рейган», «Гарри Трумен» и «Теодор Рузвельт». Известно, что американские военные уже составили список конкретных целей, которые они должны будут поразить в Исламской Республике, если получат соответствующий приказ. В перечень входят не только ядерные объекты в Натанзе, Исфахане, Араке и Бушере, но и военно-воздушные и военно-морские базы, объекты ПВО, ракетные заводы и командные пункты.
Иран тем временем провел второй тур крупномасштабных военных учений под кодовым названием «Мощь». Цель учений – отработка действий при «круговой обороне» и ведение «асимметричной войны» с применением различных, прежде всего ракетных, видов вооружений. В частности, иранцы впервые успешно испытали ракеты с лазерным наведением.