Регулярные публикации в западной прессе о планах США нанести удар по Ирану создают впечатление неизбежности новой войны. При этом на передний план выходит не угроза, которую потенциально несет ядерная программа Тегерана, а тема его вмешательства в Ираке. По мнению аналитиков, именно конфронтация на иракском направлении усиливает вероятность нового вооруженного конфликта.
Вчера Исламская Республика категорически отвергла прозвучавшие накануне обвинения американского командования в Багдаде, представитель которого заявил, что «высшее иранское руководство» причастно к гибели 170 и ранению свыше 600 солдат США в Ираке. «Подобные обвинения не могут опираться на какие-либо реальные факты, а у Соединенных Штатов большой опыт по фабрикации доказательств», – заявил официальный представитель МИД Ирана Мохаммед Али Хоссейни, напомнив о ситуации с режимом Саддама Хусейна в 2003 году.
О том, что именно Тегеран поставляет оружие, убивающее значительное число военнослужащих США, рассказал в минувшее воскресенье высокопоставленный американский военный, пожелавший остаться неназванным. Несмотря на анонимность, наблюдатели отмечают, что речь идет о первом официальном обвинении именно руководства Ирана в поддержке иракского сопротивления. Напомним, что Вашингтон никогда не исключал возможности удара по Исламской Республике.
Некоторые аналитики полагают, что войны можно избежать путем ужесточения международных санкций, введенных против иранцев. Как сообщил «НГ» дипломатический источник, Москва готова рассматривать возможность ужесточения санкций, если это поможет успокоить США и предотвратить войну. Министры иностранных дел Европейского союза уже согласовали совместные действия по усилению давления на Тегеран и согласовали пакет санкций ЕС, призванный убедить иранцев вернуться за стол переговоров.
Высокий представитель ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана заявил: «Мы хотим возобновить диалог, и Иран это знает». Его слова прозвучали после очередной встречи с главным переговорщиком Исламской Республики Али Лариджани в минувшее воскресенье. Сам Лариджани, выступая перед участниками Мюнхенской конференции, заявил, что Иран готов урегулировать все оставшиеся вопросы с МАГАТЭ в течение трех недель. Между тем 21 февраля истекает срок, предоставленный Тегерану Советом Безопасности ООН для приостановки обогащения урана.
В свою очередь, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад обещал, что об очередных достижениях страны в сфере ядерных технологий он сообщит 9 апреля. Его слова прозвучали в рамках речи, произнесенной перед многочисленным митингом в центре Тегерана по случаю 28-й годовщины исламской революции, которую страна отметила в минувшее воскресенье. Президент также подчеркнул, что иранцы никогда не откажутся от своего права на развитие мирного атома и будут строго соблюдать все международные нормы в этой области.