Король Саудовской Аравии Абдалла (справа) дал указание палестинцам помириться.
Фото Reuters
Лидер Палестинской автономии (ПА) Махмуд Аббас и глава политического крыла радикального движения ХАМАС Халед Машааль провели вчера в Саудовской Аравии двустороннюю встречу с целью прекращения внутрипалестинского конфликта и формирования правительства национального единства. Переговоры, состоявшиеся в священном для мусульман городе Мекка, прошли на фоне относительного затишья в секторе Газа, где в результате столкновений хамасовских активистов и сторонников Аббаса из движения ФАТХ с начала года погибло более 90 человек.
За день до основных переговоров, в минувший вторник, в Джидде состоялась краткая подготовительная встреча двух палестинских лидеров. Там же они были приняты – каждый в отдельности – королем Саудовской Аравии Абдаллой. «Я надеюсь, что братья не покинут святое место, не достигнув согласия», – заявил по итогам бесед с Аббасом и Машаалем саудовский монарх. «У нас нет иного выбора, кроме как договориться», – сказал премьер-министр ПА Исмаил Ханийе, сопровождающий главу политического крыла ХАМАС на межпалестинских переговорах. «Нет места слову «провал», – подчеркнул по прибытии в Джидду сам лидер автономии.
Сведения о составе предполагаемого коалиционного кабинета, однако, пока поступают противоречивые. Премьером должен остаться Ханийе, но не исключено, что его заменит другой высокопоставленный член ХАМАС, занимавший пост министра иностранных дел ПА Махмуд аз-Захар. Некоторые арабские издания в качестве возможных кандидатов называют также одного из руководителей Исламского университета в Газе Джамаля аль-Хадари и лидера «Независимой партии» Мустафу Баргути.
В заместители премьера прочат министра финансов хамасовского правительства, умеренного политика Саляма Файяда. Что касается главы МИД автономии, то им должен стать независимый депутат Зияд Абу Амар. А министра внутренних дел, из числа независимых претендентов, выберет лично Аббас. Кроме трех основных кресел в правительстве, которые в итоге скорее всего займут лица, не относящиеся ни к ФАТХ, ни к ХАМАС, в состав кабинета должны войти девять хамасовских министров, шесть фатховских, четыре из других партий и еще три независимых политика.
Впрочем, действительно успешными межпалестинские переговоры будут лишь в том случае, если правительство заработает на базе платформы, признающей прежние договоренности с Израилем, решения ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ). Только в этом случае кабинет может рассчитывать на международное признание, а палестинцы – на снятие финансовой блокады. Как заявил по итогам министерской встречи «ближневосточного квартета» (РФ, США, ЕС, ООН) в Нью-Йорке глава МИД России Сергей Лавров, «ХАМАС готов признать» такую платформу.
О том, что это является и основным условием для возобновления мирного процесса с израильтянами, вчера напомнил премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Он сообщил, что на 19 февраля намечена его очередная встреча с Аббасом, посредником на которой выступит госсекретарь США Кондолиза Райс. Между тем в Израиле опасаются, что ФАТХ и ХАМАС могут объединиться на почве антиизраильских настроений в связи с начавшимися в районе Храмовой горы, где находится мечеть «Аль-Акса» археологическими работами. Аббас и Машааль резко осудили этот факт.
С критикой действия израильтян выступили и в России. «Считаю недопустимыми любые попытки, которые носят провокационный характер, в отношении религиозных святынь», – заявил Лавров, который в минувший вторник обсудил ситуацию на Ближнем Востоке с генсеком ЛАГ Амром Мусой, побывавшим с визитом в Москве.