Хавьер Солана (крайний слева) и Сергей Лавров (в центре) по-разному видят будущее Косово.
Фото Reuters
В Москве вчера принимали высокопоставленную делегацию из Европейского союза. Комиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер, Высокий представитель по внешней и оборонной политике Хавьер Солана и глава МИД председательствующей сейчас в ЕС Германии Франк-Вальтер Штайнмайер беседовали с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
В Брюсселе так расставили приоритеты в повестке дня: отношения России и ЕС, в том числе в сфере энергетики; международные вопросы – ситуация на Ближнем Востоке, в Иране, Косово. На третьем месте оказались проблемы, связанные с общими соседями РФ и ЕС, такими, как Южный Кавказ, Молдавия и Белоруссия. И, наконец, права человека и демократия. По мнению наблюдателей, встреча изначально не обещала прорывов.
Важнейший вопрос двустороннего взаимодействия ЕС–РФ: когда начнется выработка нового Договора о сотрудничестве взамен устаревшему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Москва заявляет, что готова сесть за стол переговоров. Но сложности возникли у ЕС. Польша, недовольная запретом на ввоз ее сельхозпродукции в Россию, заблокировала утверждение переговорного мандата Еврокомиссии (а именно КЕС является главным переговорщиком со стороны Евросоюза). В Брюсселе утверждают, что эмбарго на польское мясо относится к компетенции ЕС. В Москве же считают, что вопрос входит исключительно в сферу отношений России и Польши.
Новое соглашение России и ЕС «должно отражать основные принципы Энергетической хартии и обеспечивать создание взаимовыгодных, прозрачных и недискриминационных условий сотрудничества», – заявила Ферреро-Вальднер. По словам постоянного представителя РФ при ЕС Владимира Чижова, Москва «не против тех принципов, которые заложены в Энергетическую хартию». Но в Договоре к ней (ДЭХ) «есть ряд положений, которые не обеспечивают в необходимой мере равную защиту интересов всех участников, адекватное распределение рисков между странами производства, транзита и потребления энергоресурсов». Каким образом принципы Энергохартии найдут отражение в новом рамочном документе о сотрудничестве России и ЕС – предмет долгих переговоров, которые, очевидно, потребуют взаимных уступок. Примечательно, что обе стороны подчеркивают: пробуксовка с запуском выработки нового договора не катастрофична, действующий СПС будет продлеваться, пока не появится документ-преемник.
Международная повестка «тройки» и Лаврова оказалась крайне конфликтной. Главной темой стало Косово. На днях спецпредставитель ООН Мартти Ахтисаари представил свои предложения по будущему статусу албанонаселенного сербского края Косово членам Контактной группы (РФ, США, Франция, Великобритания, ФРГ, Италия), а также Белграду и Приштине.
В Москве рекомендации Ахтисаари, фактически закладывающие основу для независимости Косово, восприняли скептически. РФ считает, что решение косовской проблемы должно устраивать как Белград, выступающий против независимости Косово, так и Приштину. В любом случае Россия не намерена форсировать решение косовской проблемы, чего добиваются США и ФРГ.
Судя по словам Лаврова, в отличие от Косово по Ирану, Ираку и Ближнему Востоку у РФ и ЕС принципиальных разногласий нет. В то же время очевидно, что ни по одной из этих проблем без участия США на прорывы рассчитывать не приходится. Что касается «общего ближнего зарубежья» – то, по мнению наблюдателей, борьба Москвы и ЕС за влияние на постсоветском пространстве в этом году лишь ужесточится.