Рано или поздно на карте Балкан появится новое государство.
Фото Reuters
Сегодня спецпредставитель ООН Мартти Ахтисаари представит свои предложения по окончательному статусу Косово Белграду и Приштине. Сначала Ахтисаари прибудет в столицу Сербии, где передаст соответствующий пакет документов президенту Борису Тадичу, а затем «презентация» состоится в косовской столице.
Ахтисаари предлагает наделить Косово (албанонаселенный край Сербии) некоторыми ограниченными атрибутами государственности, предпринять решительные меры по защите прав сербского меньшинства и сохранить присутствие международных сил. Подобные предложения закладывают основу для независимости. Предусмотрено и учреждение внешнего механизма контроля за новоиспеченным государством – европейской миссии. Эта миссия наделялась бы широкими полномочиями.
Иными словами, предлагается псевдобоснийский вариант. Босния и Герцеговина – государство с ограниченным суверенитетом, решающий голос в котором имеет Высокий представитель международного сообщества. Этот представитель (его кандидатура согласовывается между ключевыми странами, задействованными в урегулировании) уполномочен принять любое решение, инициировать любой закон и снять с должности любое лицо, в том числе всенародно избранного президента. Нынешний Высокий представитель (Кристиан Шварц-Шиллинг, Германия) совмещает и функции спецпредставителя Европейского союза. Предполагается, что на более позднем этапе необходимость в Высоком представителе отпадет, а спецпредставитель ЕС вплотную займется сближением страны с Евросоюзом.
С 1999 года Косово находится под временным управлением Миссии ООН. В крае уже имеются все предпосылки для создания государства с ограниченным суверенитетом (см. материал "Ограниченный суверенитет для Косово"). Дипломаты признают, что шансов на то, что Белград и Приштина договорятся, нет: албанцы настаивают на независимости, а власти Сербии готовы говорить лишь о широкой автономии. Западные страны форсируют процесс, ссылаясь на рост внутренней напряженности в Косово из-за неопределенности.
Россия, в свою очередь, не склонна к спешке. Москва повторяет из раза в раз, что модель, которая будет найдена для Косово, должна быть применена и для урегулирования других конфликтов. Читай: если будет предоставлена независимость Косово, то то же самое следует сделать в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Едва ли в России не осознают, что каждый конфликт по-своему уникален и требовать одинакового решения для всех – по меньшей мере недальновидно. Скорее наоборот, Москва понимает неприемлемость ее предложения, а ее окончательное решение по Косово будет зависеть от договоренностей с Соединенными Штатами по другим вопросам.