Три ближневосточные страны – Саудовская Аравия, Катар и Иордания примут в феврале президента РФ Владимира Путина. Согласно заявлению президентской пресс-службы, визиты пройдут с 11 по 13 февраля. Известно также, что незадолго до поездки российского президента регион посетит канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Ближний Восток ныне пользуется все более пристальным вниманием со стороны стран, относящихся к числу «полюсов влияния» в мире. США, увязшие в иракской войне, с начала года развернули «дипломатическое наступление», направленное на завоевание поддержки со стороны государств региона. Там побывали вице-президент Дик Чейни, госсекретарь Кондолиза Райс и другие видные американцы.
Особенность усилий Вашингтона в регионе состоит в том, что они подчинены целям стабилизации в Ираке и предусматривают создание своего рода антииранского и антисирийского фронта. Вот почему параллельно с интенсивной дипломатией США направляют в зону Персидского залива авианосец «Джон Стеннис», который в конце февраля присоединится к уже находящемуся там авианосцу «Дуайт Эйзенхауэр». Получается, что язык американской дипломатии подкреплен весомой «дубинкой».
В отличие от США Европа тянется на Ближний Восток с мирными инициативами. Путин и Меркель побывают на Ближнем Востоке до прихода туда второй авианосной группы США. (Канцлер ФРГ в начале февраля посетит Египет, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт.) Эти визиты позволят прежде всего продвинуть подходы Москвы и Берлина к вопросам обеспечения безопасности в этом важном и вместе с тем беспокойном регионе.
О том, что Москва выдвинула новую важную инициативу, касающуюся безопасности района Персидского залива, сообщил секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов. «Мы выступаем за то, чтобы в регионе Персидского залива была создана система региональной безопасности», – заявил Иванов по возвращении из Ирана.
Соответствующие предложения Россия уже выдвинула официально. Известно, что для начала Москва предлагает выработать некие «принципы равноправия» в регионе. Затем, по словам Иванова, наступит время «провести региональную конференцию с участием всех государств, на равноправной, недискриминационной основе, на которой были бы выработаны единые принципы, гарантирующие безопасность, суверенитет, независимость всех государств региона».
Получается, что накануне визита Путина в три арабские монархии Иванов «запустил» российскую идею в Иране. А это, в свою очередь, позволяет российскому президенту более полно – со ссылкой на мнение Тегерана, хотя бы предварительное, – провести обсуждение данной темы с властями принимающих его стран.
Нынешние диалоги в странах региона подготовлены уже состоявшимися встречами Путина с главами трех государств – все они в разное время уже побывали в Москве. С каждой из стран есть и своя, специфическая повестка дня для дискуссий. Так, Иордания является одной из ключевых стран при решении ближневосточной проблемы, к тому же это потенциально весьма важная сторона для стабилизации обстановки в Ираке.
Саудовская Аравия – один из ключевых членов ОПЕК. Это придает особую важность консультациям двух сторон по поводу состояния и перспектив глобального нефтяного рынка. Наконец, Катар – страна с крупными запасами газа и важный экспортер этого энергоносителя. Как и с Ираном, России необходимо совместно с этой страной проработать вопрос о формах сотрудничества государств – производителей газа.