Иран завтра завершает трехдневные военные маневры. Они призваны продемонстрировать готовность страны отразить любой удар по своей территории. Вероятность вооруженного конфликта многим наблюдателям кажется все более реальной в связи с приближением к Персидскому заливу второй авианосной группы ВМФ США. Аналитики также указывают на агрессивный настрой нового главы Пентагона – ястреба Роберта Гейтса, считающего продолжение переговоров с Тегераном ошибкой.
Считанные недели остаются до истечения дедлайна, поставленного Тегерану международным сообществом. Напомним, в декабре прошлого года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, обязывающую Иран в течение 60 дней приостановить всю ядерную деятельность, включая обогащение урана. Но Исламская Республика отказывается приостановить программу. Более того, как стало известно вчера, Тегеран отказал во въезде 38 инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Между тем на основании в том числе и их заключений глава МАГАТЭ должен составить доклад, который и уведомит СБ ООН о выполнении иранцами требований резолюции, принятой 23 декабря. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад тем временем дал понять, что резолюции СБ ООН не остановят ядерную программу его страны.
На этом фоне усиления напряженности Исламская Республика вчера приступила к испытаниям ракет малого радиуса действия. Параллельно, однако, из Ирана поступили сигналы о его готовности к переговорам. В частности, сообщается о планах формирования новой, более умеренной по взглядам, группы переговорщиков, отвечающей за урегулирование кризиса вокруг иранского досье. По данным лондонской арабоязычной газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», во главе упомянутой группы может стать бывший ведущий переговорщик Мохаммед Мусавиан, являющийся близким соратником экс-президента Исламской Республики Хашеми Рафсанджани. Последний, кстати, только недавно вернулся в большую политику, со значительным перевесом обойдя в борьбе за кресло в Совете экспертов (орган, контролирующий и избирающий верховного лидера страны) аятоллу Мохаммеда Таки Месбаха Язди – духовного наставника нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада.
Вместе с Рафсанджани на политическую арену вернулся и его лагерь умеренных консерваторов, а также лагерь реформаторов. Это стало возможно после их убедительной победы на состоявшихся в декабре выборах в муниципальные советы и Совет экспертов. Результаты голосования специалисты однозначно оценили как вотум недоверия политике ультраконсерваторов во главе с Ахмадинежадом. В этой связи сдвиги во взглядах высшего руководства Ирана, похоже, не столько реакция на внешние угрозы, сколько на общественное недовольство действующей исполнительной властью.
Как отмечают наблюдатели, иранцы разочарованы командой, которая не выполнила свои обещания в социальной сфере. Ведь Ахмадинежад пришел к власти как лидер «бедных», обещая равенство и благоденствие. Его заявления о том, что «даже 10 новых резолюций не повлияют на экономику и политику Ирана», уже не воспринимаются столь оптимистично ни широкими массами, ни тем более умеренной политической и бизнес-элитой.
Ее представители всерьез озабочены предупреждениями госсекретаря США Кондолизы Райс, которая недавно призвала иностранные компании не вступать в деловые контакты с Ираном ввиду вероятного ужесточения международных санкций против этой страны. Так, по данным французской «Монд», в рамках дебатов по бюджету на будущий год руководству Исламской Республики был представлен секретный доклад, согласно которому ежегодные убытки государства от санкций могут достичь 2 млрд. долл.