Джордж Буш наблюдает, как американские десантники готовятся противостоять энергетической угрозе.
Фото Reuters
Российские нефть и газ, как в свое время ракеты и бомбы, несут угрозу интересам США и Запада. Такой оценкой в духе холодной войны поделились в конце минувшей недели с Конгрессом высшие руководители разведслужб США. В самом Конгрессе утверждают, что в российско-американских отношениях все более накапливаются «негативные тенденции».
Соперничество мешает сотрудничеству
Директор Национальной разведки США Джон Негропонте и директор Разведывательного управления Министерства обороны генерал-лейтенант Майкл Мейплз выступили на заседании сенатского комитета по разведке по теме «Современные и будущие угрозы США». Этот вопрос ежегодно рассматривается комитетами палат Конгресса по разведке.
«Быстрорастущая экономика и ощущение политических успехов внутри страны и за рубежом повысили уверенность России, дали возможность наращивать расходы на оборону и придали Кремлю смелости в преследовании политических целей, не всегда соответствующих целям западных институтов», – считает Негропонте.
Назвав Россию «энергетической сверхдержавой», только – в отличие от президента РФ Владимира Путина – добавив к этому определению слово «региональной», глава американского разведсообщества заявил, что возникающее из этого статуса соперничество между Россией и Западом мешает сотрудничеству в таких важных сферах, как «противодействие терроризму и распространению оружия массового уничтожения, а также продвижение демократии на Ближнем Востоке».
Более того, как отмечает Негропонте, по мере приближения президентских выборов 2008 года российское правительство прибегает к подавлению политической оппозиции, что подрывает его авторитет как партнера Запада. Еще один повод для недоверия к России – она входит в число стран, которые, как считает Негропонте, ведут наиболее «агрессивную» разведывательную деятельность против США.
По словам Негропонте, Москва пытается также использовать рычаги, создаваемые высокими ценами на энергоносители, для силового давления на соседние государства, прежде всего в интересах оказания влияния на их внутреннюю политику. Это проявляется, в частности, в отношениях России с Украиной и Грузией.
В целом, как отметил Негропонте, в свете наблюдающегося в настоящее время роста цен на энергоресурсы, укрепления экономического влияния стран – поставщиков энергоресурсов и обострившейся конкуренции между потребителями вопрос доступа к энергоресурсам все больше представляет собой источник угрозы безопасности западных стран. Но не только для них. Вопросы энергобезопасности, отмечает Негропонте, приобретают приоритетный характер и для таких стран, как Китай и Индия. Оба государства, быстро развивающие свою экономику, уже стали крупными потребителями энергоресурсов.
Космический вызов
В свою очередь, глава Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО) генерал Мейплз сообщил, что военная разведка США также видит угрозу безопасности США со стороны России как государства со все еще высоким военно-космическим потенциалом. По словам генерала, Россия предпринимает серьезные шаги по укреплению своего военного потенциала как первоочередного компонента возвращения стране статуса великой державы.
Генерал Мейплз попытался также дать свою оценку тенденций внутриполитического развития России. По его словам, после ухода Путина с поста президента РФ в России обострится борьба за «передел власти и собственности». На этом фоне вопросы внешней и оборонной политики будут иметь всего лишь второстепенное значение. Каких-либо перемен во внешнеполитических подходах Москвы ожидать не следует.
По заключению шефа РУМО, оборонная политика не станет краеугольным камнем на предстоящих выборах нового президента России. В дальнейшем вне зависимости от того, кто займет это кресло, существенных изменений в военной стратегии Москвы не произойдет.
По сообщениям из Капитолия, в эти же дни американские законодатели получили от Исследовательской службы Конгресса (ИСК) доклад, в котором констатируется «накопление негативных тенденций» в американо-российских отношениях в последние годы. В 76-страничном документе под названием «Ключевые вопросы 110-го конгресса», говорится, что Конгресс, в обеих палатах которого к власти пришли демократы, должен взять под более строгий контроль вопросы отношений с Россией.
Аналитики ИСК отмечают, что в последние годы администрация США в целом стремилась делать упор на сотрудничестве с Россией, как реальном, так и потенциальном, и «не акцентировала внимания на зонах напряженности». И хотя в отличие от Белого дома «многие в Конгрессе были менее терпимы по отношению к вызывающему беспокойство поведению России», в целом общий баланс в российско-американских отношениях сместился в «негативную сторону».
В числе «негативов» в первую очередь была названа «обеспокоенность США в связи с антидемократическими и направленными против свободного рынка тенденциями». Другие «зоны напряженности»: «российское вмешательство в Грузии, Молдавии и на Украине», а также «строительство Россией ядерного реактора для АЭС в Иране, и ее нежелание поддержать санкции для того, чтобы убедить Иран не осуществлять незаконную ядерную деятельность».
Отход от курса реформ – более серьезная проблема
По словам директора Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер, особенность нынешних обсуждений в Конгрессе состоит в том, что на них впервые на самое видное место вышел вопрос использования Россией своих энергоресурсов для давления на другие страны. В действительности более серьезной и длительной проблемой в отношениях между Россией и Западом является отход России от курса реформ. Ныне можно считать, что обе темы – отход от реформ и вопрос об использовании энергетики во внешней политике – являются серьезными раздражителями в российско-американских отношениях.
По словам эксперта, наряду с указанными негативными моментами в отношениях между США и Россией есть важные сферы сотрудничества, на которые указывается, в частности, в докладе Исследовательской службы Конгресса. В первую очередь это область борьбы против терроризма. Вторая – сотрудничество в области энергетики. Третья – нераспространение оружия массового уничтожения. Это сферы, которые никак «не уйдут» из российско-американских отношений.
Как считает Гетемюллер, в настоящее время в политике Вашингтона на самое приоритетное место вышла проблема Ирана, а вопрос о противоречиях с Россией утратил первостепенное значение. Вместе с тем следует ожидать большего контроля со стороны законодателей за отношениями между Вашингтоном и Москвой. По словам эксперта, нельзя исключать, что возросшее благосостояние России даст повод для снижения Конгрессом ассигнований в пользу программ помощи России. Это и закон Лугара–Нанна о противодействии ядерной угрозе и более широкий по направленности Закон «О поддержке дела свободы». Для сохранения таких затрат в будущем потребуется их более убедительное обоснование.