Хозяйка будущих саммитов ЕС и G8 Ангела Меркель не будет появляться в обществе лидеров в одном и том же красном жакете.
Фото Reuters
В первый январский понедельник Германии переходит полугодовое председательство в ЕС и на все 12 месяцев – ответственность за дела по линии «большой восьмерки».
Двойное председательство немцам уже выпадало в 1999 г. Но тогда это была по сути своей еще Боннская республика. Без той суверенности, которую объединенная Германия со столицей в Берлине обрела позднее. В ЕС насчитывалось 15 членов, а не 27, с которыми придется иметь дело теперь. А Кельнский саммит «семерки» проходил еще по формуле «7+1». Иными словами, не был настоящей «восьмеркой» с полноправным участием России. Наконец, на исходе ХХ века не было и такого нагромождения актуальнейших глобальных проблем. Ирак, Афганистан, Ливан, палестино-израильский конфликт, Балканы, Судан, не говоря уже об энергобезопасности и нераспространении...
Примечательно, что с председательством ФРГ связывают большие ожидания. Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер назвал федерального канцлера Ангелу Меркель «провидицей Европы». Новый генсек ООН Пан Ги Мун видит для себя в «двойной роли» Германии «большой источник помощи». А председатель Комиссии ЕС Жозе Мануэл Баррозу верит «в способность Германии вести Европу». Да и в Москве надеются, что Берлину удастся преодолеть польское вето, начать и, возможно, довести до успешного завершения переговоры о новом базовом договоре РФ–ЕС.
Повышенное внимание к Берлину объясняется не только «двойным председательством». Другие ведущие западные игроки пребывают в состоянии внешнеполитического полупаралича. Во Франции и Великобритании надвигается смена лидеров. Белый дом сталкивается с отсутствием прогресса в Ираке. В то же время эти же обстоятельства не позволяют немцам гарантированно реализовать все задуманное по линии ЕС и G8.
Взять хотя бы реанимацию европейского конституционного процесса, названную в Берлине в числе приоритетных задач. Чтобы прийти к общему знаменателю, Меркель придется вести дискуссию с 26 лидерами стран сообщества. Во-вторых, ратификация имеющегося текста Конституции Польшей, Чехией и тем более Великобританией сомнительна. Никто в Лондоне пока не поправлял экс-министра по делам ЕС Дугласа Александера, который охарактеризовал Евросоюз как «сообщество независимых государств, сотрудничающих там, где есть большинство». В-третьих, Парижу до президентских выборов в мае вообще не до вопросов распределения полномочий и влияния в ЕС. А там от немецкого председательства останется только месяц, чтобы составить обещанный «график» мер и шагов по преодолению конституционного кризиса.
Тем не менее Берлин взялся за решение этой «квадратуры круга». В ведомстве канцлера и германском МИДе, вероятно, считают, что шансы на успешную реанимацию Конституции есть. То же говорят и о перспективах разработки нового договора о партнерстве между РФ и ЕС. Его подготовка увязывается с проблемой энергетической безопасности. Конституция и новый рамочный договор ЕС–РФ – две наиболее существенные задачи, решение которых позволило бы немцам оценить свое председательство как успешное. Отметим, что при всей актуальности урегулирования ближневосточного и других конфликтов роль Берлина на этом поприще едва ли может быть столь же организующей и «пробивной», как внутри самого ЕС.
Самым легким в программе немецкого года обещает стать предусмотренное приобретение новой одежды для бундесканцлерин. Чтобы она, как на днях доверительно сообщил «Шпигелю» один из ее близких советников, будучи хозяйкой саммитов ЕС и G8, «не появлялась дважды в день в одном и том же красном жакете», а как настоящая женщина «переодевалась чаще мужчин».