Завершившийся вчера визит в Москву министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера прошел на высокой ноте. Штайнмайер встретился с Дмитрием Медведевым, которого в Германии считают перспективным кандидатом на главный кабинет Кремля, а также Сергеем Лавровым. Немецкого гостя принял и президент Владимир Путин.
Формальным предлогом визита было ознакомление российского партнера с планами Германии в период председательства в Евросоюзе и G8. Но все основное на этот счет уже известно из правительственного заявления канцлера Ангелы Меркель в бундестаге и высказываний самого главы немецкой дипломатии. Хотя, конечно, важны детали. Если говорить о «восьмерке», эстафету которой Германия наследует от России, то интересно, насколько проявится преемственность в сфере энергобезопасности, принципы которой были заложены в решениях санкт-петербургского саммита. По линии же ЕС на первом плане стоят переговоры с Россией, заблокированные польским вето.
Немцы придают важное значение переговорам о заключении нового базового договора между ЕС и РФ. Более того, в Берлине относили его к одному из главных приоритетов немецкого председательства. Но сейчас из-за польского вето Штайнмайер едва ли мог сказать в Москве что-либо определенное. У Берлина в настоящий момент мало шансов «уломать» Варшаву. Дело в том, что год кончается новым кризисом в польско-германских отношениях. На днях так называемое «Прусское попечительское общество», являющееся одним из филиалов организаций немецких «изгнанных», обратилось в Европейский суд по правам человека с претензиями на возвращение или возмещение стоимости бывших немецких поместий и другой недвижимости на польской земле. Это вызвало возмущение в Польше как на правительственном, так и общественном уровне.
Диапазон российско-германских переговоров, однако, не ограничивается Европой. Значительное внимание уделено таким острым международным темам, как Иран, Ирак, Ближний Восток. Позиции тут не всегда совпадают, хотя в целом Москва и Берлин научились на опыте сотрудничества находить взаимоприемлемые выходы.
Ближневосточная тема, включая Ирак, Ливан и палестино-израильский конфликт, пополнилась в российско-германских контактах сирийским аспектом. В Москве только что побывал президент Сирии, а до него ее посетили главы правительств Израиля и Ливана. А министр Штайнмайер недавно совершил визит в Дамаск. Он вызвал определенное недовольство в Тель-Авиве и Вашингтоне, но канцлер Меркель назвала его «символическим для понимания внешней политики» федерального правительства. Она же провозгласила одной из задач немецкого «двойного председательства» активизацию «ближневосточного квартета» в составе ЕС, ООН, России и США.
Комментируя визит Штайнмайера, немецкие СМИ не упускают из вида темы демократии, правопорядка и прав человека в России. В Москве Штайнмайер заявил, что эти темы должны быть частью диалога с Москвой. Без всякой дипломатии он сказал, что убийства Политковской и Литвиненко и общественная дискуссия о них «нанесли большой ущерб российскому имиджу на Западе, и Россия сама должна быть заинтересована в быстром расследовании этих убийств».
Глава немецкой дипломатии встретился вчера также с представителями российской оппозиции и правозащитниками.