Махмуд Ахмадинежад может покинуть президентское кресло раньше срока.
Фото Reuters
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и его команда теряют популярность. Их деятельность, похоже, перестала устраивать как обычных иранцев, так и значительную часть политической и бизнес-элиты. Об этом свидетельствуют результаты выборов в муниципальные советы и Собрание экспертов (орган, контролирующий и избирающий верховного лидера Исламской Республики). Кроме того, парламент одобрил проект закона, согласно которому будущие президентские выборы должны пройти одновременно с парламентскими – в начале 2008 года, а это сократит президентский срок Ахмадинежада на полтора года.
Официальные итоги пятничных выборов будут обнародованы не раньше сегодняшнего вечера. Но имеющиеся предварительные уже свидетельствуют о том, что ультраконсервативный лагерь Ахмадинежада не пользуется популярностью. Значительного успеха добились умеренные консерваторы и реформисты. Многие наблюдатели заговорили о поражении политики Ахмадинежада, но местные эксперты полагают, что торопиться с выводами пока рано.
«Результаты выборов показали два очень важных политических тренда. Первый – это высокая явка. Отдать свой голос пришли свыше 60% избирателей, что значительно больше, чем на прошлогодних президентских выборах. Такая явка свидетельствует об укреплении гражданской позиции. Второй тренд – возвращение в органы власти умеренных политиков и реформаторов, то есть восстановление баланса мнений, отчасти нарушенного с приходом Ахмадинежада», – так «НГ» прокомментировал ситуацию доктор политологии Тегеранского университета, пожелавший остаться неназванным.
В 15-местном муниципальном совете Тегерана больше всего кресел достанется умеренным консерваторам, то есть нынешнему мэру столицы Мохаммеду Бакеру Калибафу и его сторонникам. Еще четыре места должны получить реформаторы, а из списка Ахмадинежада на успех могут рассчитывать лишь три человека, в том числе сестра президента Парвин. В крупнейших городах Ирана складывается примерно та же картина. В Исфахане люди Ахмадинежада смогли получить лишь три из 11 мест, в Тибризе – четыре из 16, в Ширазе только одно из 11, а в «религиозной столице» страны Куме – лишь одно кресло из 9.
Весьма показательной стала борьба за кресло в Собрании экспертов между умеренным консерватором, бывшим президентом Ирана Хашеми Рафсанджани и влиятельным аятоллой Мохаммедом Таки Месбахом Язди – духовным наставником Ахмадинежада. Последний значительно отстает от Рафсанджани, возвращение которого в большую политику многими воспринимается как шаг в сторону восстановления нормальных отношений с западными странами.
Между тем серьезных изменений во внешней политике, в том числе по вопросу о ядерной программе Ирана, по мнению наблюдателей, ожидать не следует. Не поддержав Ахмадинежада, иранцы выступили прежде всего против команды, которая не выполнила свои обещания главным образом в социальной сфере. Напомним, что Ахмадинежад пришел к власти как лидер «бедных», обещая равенство и благоденствие. Угроза международных экономических санкций, которые могут быть введены из-за нежелания Тегерана прекратить обогащение урана, может лишь усугубить положение.